Санта-Мария-дельи-Анджели-э-дей-Мартири


Базилика Са́нта-Мари́я-де́льи-А́нджели-э-дей-Ма́ртири (итал. Santa Maria degli Angeli e dei Martiri), посвящённая Святой Деве Марии Ангелов и святым мученикам в Риме. Расположена в центре города, на площади Республики, в постройках бывших Терм Диоклетиана. Относится к «малым титульным базиликам» (Minor Basilica Cardinal Title) Рима[3]. С 1896 года — государственная церковь. 20 июля 1920 года папа Бенедикт XV возвёл церковь в ранг малой базилики[4].

В период контрреформации, согласно постановлениям Тридентского собора (1545—1563) многие церкви перестраивали по новым планировочным схемам с просторным, широким нефом и большим куполом над средокрестием. Старые, языческие постройки стремились разрушить либо «освятить» перестройкой в оратории, капеллы и церкви.

Полуразрушенные к тому времени Термы древнеримского императора Диоклетиана требовалось преобразить согласно христианской иконографии. Диоклетиан был одним из самых яростных гонителей христиан. Согласно традиции, на строительство терм император приказал согнать сорок тысяч римских христиан, многие из которых погибли от непосильного труда и голода. В 1561 году папа Пий IV решил превратить мрачные развалины в освящённое место, отдав их под кельи картезианского монастыря, и построить при монастыре величественный храм. Источники свидетельствуют, что такому решению предшествовала просьба Антонио дель Дука, сицилийского священника и дяди верного ученика Микеланджело, Якопо дель Дука.

Антонио Дель Дука сообщил о видении, которое посетило его летом 1541 года, когда он увидел «свет более яркий, чем белый снег» (luce più che neve bianca), который поднимался из Терм Диоклетиана с семью мучениками в центре (Сатурнино, Чириако, Ларго, Смарагдо, Сизиннио, Трасоне и папа Марчелло). Видение убедило его, в необходимости постройки храма, посвящённого семи ангелам, поэтому он начертал имена семи ангелов на колоннах внутри фригидария[5].

В 1543 году Антонио дель Дука создал картину с изображением Мадонны среди семи ангелов (копию мозаики базилики Сан-Марко). В настоящее время картина находится в центре апсиды базилики Санта-Мария-дельи-Анджели-э-дей-Мартири. 27 июля 1561 года папа Пий IV издал буллу под названием «Beatissimae Virgini et omnium Angelorum et Martyrum» (лат.; Пресвятой Деве и всем Ангелам и Мученикам). Таким образом, для посвящения была выбрана тема, характерная для искусства периода контрреформации: «Прославление Мадонны» (лат. Mater Gloriosa), или «Поклонение Ангелов». В алтарных картинах на эту тему изображали Возносящуюся на небо Деву Марию (Ассунта) в окружении славящих Её ангелов. Отсюда необычное название церкви[6].