Сан-Джованни-ин-Олео


Сан-Джованни-ин-Олео (итал. La Chiesa di San Giovanni in Oleo — буквально: Церковь Святого Иоанна в масле) — небольшой ораторий, иногда называемый капеллой, в Риме, расположенный в юго-восточной части города вблизи Порта-Латина (Латинских ворот) стены Аврелиана. Посвящён святому Иоанну Богослову, в месте, традиционно указанном как место его мученичества[2].

Во время гонения на христиан в 92 году при императоре Домициане, как описано в «Золотой легенде», апостол Иоанн был отведён на суд в Рим. За исповедание своей пламенной веры в Иисуса Христа апостол был приговорён к смерти. Однако, выпив предложенную ему чашу со смертельным ядом, он остался живым. Также он вышел невредимым и из котла с кипящим маслом. После этого апостол был сослан в заточение на остров Патмос, где прожил ещё много лет.

В тексте «Золотой легенды» сказано: «Когда после Пятидесятницы апостолы разошлись, он [Иоанн Богослов] отправился в Азию, где основал множество церквей. Когда император Домициан узнал о его славе, он приказал ему прийти в Рим и бросить его в сосуд с кипящим маслом, непосредственно перед латинской дверью; но Иоанн вышел невредимым, так как остался чужд тлению плоти… Император, видя, что он и в этом случае не оставляет проповеди, отправил его в ссылку на остров Патмос, где в полном одиночестве он написал Апокалипсис».

На месте, где, согласно древней традиции, произошёл этот эпизод, находится базилика Святого Иоанна у Латинских ворот (Сан-Джованни-а-Порта-Латина). Первая капелла Святого Иоанна, вероятно, возникла на месте мученичества в IV веке.

Современное строение представляет собой ораторий, построенный в эпоху итальянского Возрождения в 1508 году, по заказу французского прелата Бенуа Адама, о чём упоминается в надписи на западном портале здания.

Проект в общих чертах обычно приписывают Донато Браманте или Антонио да Сангалло Младшему без какого-либо документального обоснования. Небольшое здание представляет собой октогон, оно имеет восьмиугольный план с изогнутыми в углах восьмиугольника дорическими пилястрами, поддерживающими простой (сокращённый) антаблемент. Подобные восьмиугольные в плане постройки восходят к древнеримским и раннехристианским мартириумам, мавзолеям, романским баптистериям, поскольку число восемь символизирует соединение четырёх земных и четырёх небесных начал[3].