Октогон (архитектура)


Октогон, Октагон (др.-греч. οκτωγωνων — восьмиугольник, лат. οctοgοn — восьмиугольник) — геометрическая фигура, восьмигранник (нем. Oktogon), в отличие от общего значения слова в архитектуре используется как в качестве элемента орнамента, так и в качестве основы планировки центрических сооружений[1]. По преданию, первый архитектурный октогон образовался вокруг колонны Симеона Столпника (начало V в.), а затем он оказался включённым внутрь крестово-купольной церкви в Калат-Семане (Сирия). Такой восьмигранник часто изображают на иконах Св. Симеона Столпника. Архитектурный восьмигранник рассматривали и в символическом плане в качестве динамического развития формы квадрата к окружности — наиболее совершенной форме (символика античной задачи о квадратуре круга). Квадрат рассматривали как символ земли, круг — символ неба. В эпоху итальянского Возрождения архитекторы предпочитали форму круга — постройки типа ротонды — и полусферические купола, символизирующие небесный свод и само совершенство.

С конструктивной точки зрения восьмиугольник прочнее как куба, так и цилиндра. Однако в античности предпочтение отдавали периптерам и круглым постройкам — моноптерам и толосам. Исключением является восьмигранная «Башня ветров» в Афинах (середина I века до н. э.), но только потому, что строителям необходимо было отразить символику восьми ветров. Октостильным храмом в Древней Греции называли разновидность периптера или диптера, имеющих по восемь колонн (др.-греч. στυλος — столб, колонна) на переднем и заднем фасадах.

Октогоны использовали древние римляне. Центральный зал «Золотого дома» императора Нерона в Риме (64—68 гг. н. э.) является восьмиугольным планом, он так и называется — Октогон. Формальное совершенство и динамическая симметрия построения: два квадрата, наложенные друг на друга с поворотом на 45°, как при построении квадрифолия, помимо конструктивной прочности, послужили поводом для придания восьмиграннику символического значения в христианстве: восьмой день после семи дней творения — «конец времён» и воскрешение к вечной жизни, которое даёт таинство крещения. Число восемь символизирует также соединение четырёх земных и четырёх небесных начал, поэтому восьмигранными делали крещальные купели и в форме октогона строили баптистерии, мартириумы, санктуарии (святилища), мавзолеи[2].