Моноптер


Моно́птер или Моно́птерос (от греч. ὁ μονόπτερος — «однокрылый») — тип античного храма, круглого в плане здания (реже прямоугольного), без несущих стен наоса (у римлян — целлы), кровля которого поддерживается только колоннадой. Моноптер следует отличать от толоса — круглого здания с наосом и конической кровлей типа архаической хижины, а также от позднейших ротонд, также круглых в плане зданий, обычно перекрываемых не конической крышей, а полусферическим куполом[1].

Моноптерос (дословно одна колоннада) происходит от двух греческих слов: мо́нос (греч. μόνος) — один, единственный, и пте́рон (греч. τὸ πτερόν) — крыло, в данном случае колоннада. Древние эллины для обозначения архитектурных деталей использовали зримые, образные олицетворения: капитель — голова, метопа — переносица, стилобат — плоскость, по которой ступают колонны. Крыльями они называли колоннады. Очевидно, по утверждению Витрувия, что древние святилища типа моноптера происходят от обычной сельской круглой хижины типа шалаша[2]. Таким образом, моноптерос представляет собой максимально простую, архетипическую архитектурную композицию, состоящую из одной колоннады и лежащего на ней перекрытия, как правило, без антаблемента.

Первые моноптеры строили в Древней Греции в качестве облегчённых (выездных, второстепенных или провинциальных) храмов, посвящённых местным божествам. Римляне, по свидетельству Плиния Старшего, в отдельных случаях называли небольшой храм типа моноптера эдикулой[3].

Широкое распространение моноптеры получили в эпоху классицизма, барокко, рококо и неоклассицизма XVII—XIX веков. Форму моноптера использовали для постройки летних увеселительных павильонов, садовых беседок в парках регулярного или пейзажного стиля и называли по-новому: колоннадами, бельведерами, поскольку «прозрачность» колоннад позволяла обозревать окрестности. Например, Колоннада Аполлона в парке Павловска близ Санкт-Петербурга (архитектор Ч. Камерон, 1780—1782)[4].