Камерон, Чарлз


Чарльз Камерон (англ. Charles Cameron; 1745, Лондон — 19 марта 1812, Санкт-Петербург) — один из первых палладианских архитекторов, работавших в России. Выдающийся мастер русского классицизма, создатель садово-парковых ансамблей императорских резиденций в Царском Селе и Павловске.

Родился в Лондоне (точная дата рождения неизвестна; возможно 1 июня или 1 июля[10][11]) в семье строительного подрядчика, принадлежавшего к знатному шотландскому роду. Учился у отца в его «Компании плотников», а также по работам шотландских мастеров фирмы Адельфи — Роберта и Джеймса Адам. Работал в мастерской архитектора английского классицизма Исаака Вэра, автора «Всеобщей архитектуры» (Complete Body of Architecture, 1756). В собрании Вэра были рисунки и чертежи А. Палладио, которые он намеревался опубликовать во втором издании книги лорда Бёрлингтона о Палладио. Там же он изучил книгу Палладио о римских термах, изданную Бёрлингтоном в 1732 г. Впечатление было столь сильным, что определило всю его дальнейшую судьбу. Камерон решил продолжить предпринятое Палладио изучение древнеримской архитектуры и после смерти Вэра в 1766 г. отправился в Италию 1767 г. 20 марта 1770 г. он весьма самонадеянно объявил в Лондоне подписку на свою ещё не написанную книгу под названием «Термы римлян» (The Baths of the Romans), созданную им на основе обмеров древнеримских сооружений, дабы «исправить неточности в обмерах терм», допущенные самим Палладио[12]. Книга с офортами по рисункам автора была издана в Лондоне в 1772 г. на английском и французском языках (переиздания 1774 и 1775 гг., на рус. яз в 1939 г.).

В Риме Камерон познакомился с французским архитектором, рисовальщиком и живописцем Шарлем-Луи Клериссо, который в 1749—1754 и 1762—1767 гг. работал в Италии, главным образом в Риме, Неаполе и Помпеях. Клериссо, работая в «этрусском» стиле, стал наставником многих архитекторов-иностранцев, прибывающих в Вечный город. Камерона позднее называли «почитателем Клериссо» и «воспитанным в Риме приверженцем Стюартов». Камерон знал греческий, латинский, английский, французский и итальянский языки, читал античных авторов, французских историков и философов. Владел одной из лучших в Европе библиотек, а также коллекцией «антиков». Камерон подружился с Дж. Б. Пиранези. Творчество Клериссо, наряду с творениями Палладио и Пиранези, оказало значительное влияние на Камерона в годы его пребывания в Италии. В дальнейшем индивидуальный стиль, выработанный им в Италии, назовут «археологическим классицизмом». На протяжении всей жизни Камерон оставался приверженцем античного искусства и творчества А. Палладио; он критиковал новшества барокко и считал, что архитекторы XVII века «низвели архитектуру до состояния путаницы и испорченности»[13].