Клериссо, Шарль-Луи


Шарль-Луи́ Клериссо́ (фр. Charles-Louis Clérisseau; 28 августа 1721, Париж — 19 января 1820, Отёй) — французский архитектор, декоратор, рисовальщик, антиквар и живописец. В 1749—1754 и 1762—1767 годах работал В Италии, главным образом в Риме. Знаток классического искусства и древнеримской архитектуры. Оказал значительное влияние на формирование и развитие художественного стиля европейского неоклассицизма середины и второй половины XVIII века[6].

Клериссо был учеником французского архитектора Жермена Бофрана. В 1746 году выиграл Римскую премию за проект на тему «Гранд-отель». В Риме с 1749 года учился у живописца Джованни Паоло Панини, мастера архитектурных ведут, занимался во Французской Академии в Риме. Познакомился с выдающимся архитектором и гравёром Джованни Баттиста Пиранези и с живописцем Клодом-Жозефом Верне; в 1752 году все трое отправились в поездку с целью изучения древнеримской виллы Адриана в Тиволи.

В 1755 году шотландский архитектор Роберт Адам прибыл во Флоренцию, где познакомился с Клериссо, который сопровождал его в Рим; там честолюбивый Адам решил под руководством Клериссо создать и по возвращении в Британию выпустить том c архитектурными обмерами и гравюрами, изображающими памятники древнеримской архитектуры. В конечном итоге для обследования были выбраны руины дворца римского императора Диоклетиана в Спалато (Сплите) на побережье Далмации. В течение пяти недель в 1757 году Адам делал наброски и руководил обмерами руин, в то время как Клериссо рисовал перспективные виды, а два немецких рисовальщика выполняли обмерные чертежи. Считается, что большинство опубликованных в 1764 году гравюр в издании Адама «Руины дворца императора Диоклетиана в Спалато в Далмации» (Ruins of the Palace of the Emperor Diocletian at Spalatro in Dalmatia) сделаны по рисункам Клериссо[7].

Клериссо участвовал в археологических изысканиях в Риме, Неаполе и Помпеях. В Риме у Шарля-Луи Клериссо учился шотландский архитектор Чарлз Камерон. Клериссо создал большое количество рисунков, изображающих древние памятники Италии. Они были очень популярны в Англии, особенно благодаря Роберту Адаму, который заказал их гравирование Франческо Бартолоцци, Франческо Дзукки и Паоло Сантини.

В 1769 году Шарль-Луи Клериссо был единогласно принят в члены Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже.