Бофран, Жермен


Габриель Жермен Бофра́н[3] (фр. Germain Boffrand; 16 мая 1667, Нант — 19 марта 1754, Париж) — французский архитектор, рисовальщик и художник-декоратор. Историк и теоретик архитектуры. Ученик Жюля Ардуэн-Мансара, он был одним из главных создателей стиля французского Регентства в архитектуре, а в оформлении интерьера — стиля рококо. В «архитектурных экстерьерах он придерживался монументального классицизма позднего барокко с некоторыми новшествами в пространственной планировке, которые были исключительными для Франции, что послужило распространению французского стиля Людовика XV по всей Европе»[4].

Жермен Бофран был членом большой семьи потомственных художников. Его дед — Матюрен Бофран, живописец и скульптор в бывшей коммуне Машкуль (Machecoul) на Западе Франции. Отец — Жан Бофран, скульптор и архитектор в Нанте. Жермен Бофран был вторым сыном в семье из двенадцати детей. В ранней юности он участвовал в строительных работах своего отца. Как и старший брат Гийом подростком он поступил в Нантский университет, чтобы стать магистром искусств.

Жермен приехал в Париж в 1681 году в сопровождении матери, сестры поэта Филиппа Кино (Quinault). Первое засвидетельствованное упоминание о Бофране в Париже датируется 19 сентября 1685 года, когда он вместе с матерью присутствовал на свадьбе старшей дочери Филиппа Кино с выдающимся живописцем Шарлем Лебреном. Вначале Бофран изучал скульптуру в мастерской Франсуа Жирардо, однако четыре года спустя перешёл к архитектору Жюлю Ардуэн-Мансару. Его дядя, Филипп Кино, ввёл его в число посетителей модных литературных салонов французской столицы и познакомил с потенциальными заказчиками среди парижской аристократии и при королевском дворе. С 1689 года Жермен Бофран был занят на работах в Ведомстве королевских построек (Bâtiments du Roi) под руководством Мансара, в частности на строительстве Оранжереи Версальского дворца и в Париже на проектировании Вандомской площади, где Боффран был среди рисовальщиков, ответственных за детали проектов (1686)[5].