Академия живописи и скульптуры


Короле́вская Акаде́мия жи́вописи и скульпту́ры (фр. Académie royale de peinture et de sculpture) — историческая академия художеств в Париже, одно из первых высших учебных заведений подобного рода в Европе, важнейшее в дореволюционной Франции государственное учреждение для кадровых подготовки и управления в области изобразительных искусств.

Время правления короля Людовика XIV во Франции середины и второй половины XVII столетия — эпоха так называемого «большого стиля», соединившего в помпезных и триумфальных формах разных видов искусства элементы классицизма и барокко. Эту эпоху называют «золотым веком» искусства Франции. Но это было также время формирования идеологии академизма, предполагающего не только следование канонам, но и объединение усилий всех художников вокруг трона для прославления абсолютизма королевской власти.

Решение этой важной идеологической задачи осложняла конкуренция со стороны свободных ремесленных гильдий и цеховых объединений живописцев и скульпторов, пользовавшихся в качестве членов Гильдии св. Луки многими преимуществами. Это заставило французских художников во главе с Шарлем Лебреном просить защиты у королевы-матери Анны Австрийской. Художники нашли себе покровителя и в лице канцлера Сегье.

20 января 1648 года был издан королевский указ, запрещавший под страхом штрафа в 2000 ливров вмешиваться в художественные занятия общества художников, принявшего название Академии живописи и скульптуры, с титулом королевской. Право вступления в Академию было предоставлено всем желающим, если двенадцать её старшин (фр. anciens) оценят вступающего достаточно сведущим в искусстве. В том же 1648 году при академии было открыто публичное обучение искусствам, которое продолжалось вплоть до её закрытия в революционном 1793 году.

Французская Академия была создана по примеру итальянских, но её отличали от свободных сообществ итальянских художников строгая регламентация и иерархия. В 1671 году в Париже основана Королевская Академия архитектуры. Её директором стал Франсуа Блондель Старший, секретарём — А. Фелибьен. В 1663 г. Жан-Батист Кольбер организовал в Париже «Королевскую Академию надписей» для сочинения надписей к памятникам и медалям, прославляющим деяния короля. В ведении Академии находились также история, археология, филология. Академию надписей упразднили в 1793 году[1].

Во время Французской революции работа академии была приостановлена, а затем она была переименована в Академию живописи и скульптуры (Academie de Peinture et de Sculpture). В 1816 году произошло объединение с двумя другими художественными организациями: Музыкальной академией (основанной в 1669 году) и Академией архитектуры (основанной в 1671 году), в результате чего образовалась Академия изящных искусств. С 1817 года она стала называться Национальной высшей школой изобразительных искусств (École Nationale Supérieure des Beaux-Arts ENSBA), но в просторечии её продолжали именовать парижской Академией художеств.