Фелибьен, Андре


Андре Фелибьен (фр. André Félibien, сеньор Аво и Жаверси; май 1619[1][2], Шартр — 11 июня 1695[1][3][…], Париж[5]) — французский историк искусства и официальный придворный историк короля Людовика XIV[7].

Андре Фелибьен родился в городе Шартр. По достижении 14 лет он отправляется в Париж продолжать своё образование; а в мае 1647 года его отправляют в Рим в должности секретаря при посольстве маркиза де Фонтене-Марей. Пребывание в Риме прошло с пользой для 28-летнего Андре; он усердно изучал его древние памятники, знакомился с литературным наследием в римских библиотеках, а также в процессе перевода работы Франческо Барберини Житие Пия V познакомился с выдающимися деятелями литературы и искусства. Среди его друзей был Никола Пуссен, чьи советы имели большую ценность для Андре и под чьим руководством он даже пытался рисовать[8]. Позже Фелибьен напишет его биографию,[9] которая, по мнению современного издателя биографий Клер Пасе, остаётся «самым убедительным рассказом о работе и жизни» Пуссена.[10]

По возвращении во Францию Андре сразу приступил к обработке своих заметок, из которых вышло восемь томов опубликованных впоследствии Бесед. Он женился, и в поисках поста и славы, решил обосноваться в Париже. Способности Андре поочерёдно оценили, как Николя Фуке, так и Жан-Батист Кольбер; Фелибьен стал одним из первых членов Академии надписей и изящной словесности (фр. Académie des inscriptions et belles-lettres) в 1663 году. Тремя годами позже Кольбер способствовал его назначению придворным историком короля, и одной из его обязанностей стало подробное описание придворных праздников, важного элемента пропаганды королевского величия.[11] В 1671 году его назначили секретарем вновь основанной Королевской Академии архитектуры, где он читал лекции, а в 1673 году он был назначен хранителем кабинета редкостей в дворце Пале-Рояль. Его работа Description sommaire (1674) стала официальным путеводителем по Версалю. К этим должностям впоследствии военный министр Лувуа добавил пост заместителя главного контролёра дорог и мостов.

Фелибьен в процессе исполнения официальных обязанностей находил время для своего образования и исследовательской деятельности и выпускал множество литературных работ. Лучшей и наиболее известной среди этих работ является Entretiens sur les vies et sur les ouvrages des plus excellents peintres anciens et modernes,[12] которая положила начало нарождающемуся направлению искусствоведения, опирающемуся на логическую аргументацию, и эти принципы Фелибьен наиболее полно описал в своей работе Principes de l’architecture, de la sculpture, de la peinture (1676—1690).