Бартолоцци, Франческо


Франче́ско Бартоло́цци (итал. Francesco Bartolozzi; 21 сентября 1727, ФлоренцияВеликое герцогство Тосканское7 марта 1815, Лиссабон, Королевство Португалия[1]) — итальянский рисовальщик, живописец-акварелист и гравёр, крупнейший мастер офорта, пунктирной манеры, в частности цветного пунктира и карандашной манеры офорта. С 1764 года работал в Англии, где создал школу цветной репродукционной гравюры[2][3].

Отец Бартолоцци был ювелиром, работавшим с золотом и серебром. Франческо также освоил отцовскую профессию, но демонстрировал в ней столь высокое мастерство и чувство вкуса[4], что за его образование взялись два флорентийских художника, Джованни Ферретти и Иньяцио Хьюфорд, которые учили его искусству живописи[5]. Проучившись живописи три года, Бартолоцци переехал в Венецию, где начал изучать гравюру под руководством Йозефа Вагнера[5]. Он очень быстро освоил новый для себя вид искусства и создал несколько работ, получивших известность в Венеции. Затем в 1762 году он ненадолго переехал в Рим, где завершил серию гравюр, воспроизводящих фрески в Гроттаферрата работы Доменикино, изображающие жизнь святого Нила. Его офорты стали привлекать внимание в разных странах Европы. В 1763 году Бартолоцци встретил Ричарда Далтона, английского рисовальщика, гравёра и королевского библиотекаря в Лондоне, который путешествовал по Италии в поисках произведений для пополнения королевских коллекций. Далтон пообещал ему должность гравёра короля. Бартолоцци согласился и уехал в Лондон в 1764 году[4].

Почти сорок лет Бартолоцци жил и работал в Лондоне, приобщился к английским традициям, много работал в технике цветного пунктира, в основном по старинным рисункам[6]. За английский период творчества он создал внушительное количество гравюр, значительное число которых было сделано с картин Джованни Баттиста Чиприани и Ангелики Кауфман. Часть гравюр Бартолоцци вошла в Шекспировскую галерею Джона Бойделла[4]. Гравюры Бартолоцци были близки к совершенству, точно передавая мельчайшие детали оригинальных живописных картин[5].

Вскоре после прибытия в Лондон он был назначен гравёром при дворе короля Георга III с годовой платой в 300 фунтов стерлингов. В Лондоне в 1768 году он стал одним из основателей Королевской академии художеств. Устав новой Академии не предусматривал членство гравёров, но Бартолоцци пользовался таким уважением, что его в 1769 году включили в число академиков по категории живописи. В 1802 году он стал президентом-основателем недолговечного британского Общества гравёров (Society of Engravers) и был удостоен титула королевского гравёра по меди[6][7].

В 1802 году Бартолоцци принял пост директора Национальной академии искусств Лиссабона и переехал туда с намерением реформировать королевские печатные издания в Португалии и выпустить португальскую эпическую поэму «Лузиады» (Os Lusíadas) с гравюрами. К тому времени ему было за семьдесят, и он поручил большую часть работы одному из своих учеников.