Палладио, Андреа


Андреа Палладио (итал. Andrea Palladio), настоящее имя Андреа ди Пьетро да Падова (Andrea di Pietro da Padova, Andrea di Pietro della Gondola; 30 ноября 1508, Падуя — 19 августа 1580, Виченца) — итальянский архитектор позднего Возрождения венецианской школы.

Основоположник палладианства — оригинального течения в архитектуре европейского классицизма, основанного на переосмыслении античных традиций. Палладио строил церковные и светские здания. Его теоретический трактат «Четыре книги об архитектуре» (1570) принёс ему всеобщее признание, а выдающиеся постройки вызвали множество подражаний в разных странах Европы и Америки[2].

Город Виченца с его двадцатью тремя зданиями, спроектированными Палладио, и двадцатью четырьмя палладианскими виллами области Венето внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как часть объекта Всемирного наследия под названием «Город Виченца и палладианские виллы Венето»[3].

Андреа родился 30 ноября 1508 года в Падуе, бывшей в то время частью Венецианской республики, в семье мельника Пьетро по прозванию «делла Гондола» (итал. Pietro della Gondola — «Пьетро-лодочка»). При рождении был наречён именем Андреа ди Пьетро делла Гондола[4]. Точное время и место рождения архитектора вызывают дискуссии его биографов. Рождение 30 ноября 1508 года указано в ранней биографической заметке, написанной Паоло Гуальдо в 1617 году, но опубликованной в 1749 году Джованни Монтенари. Место рождения — Падуя или Виченца — также проблематично[5].

Первый опыт в архитектуре получил в родном городе, с 1521 года став учеником резчика по камню в мастерской скульптора Бартоломео Кавацца из Соссано, печально известной скверными условиями работы. Дважды пытался оттуда сбежать; вторая попытка, в 1524 году, была удачной, и Палладио перебрался в Виченцу[4]. В Виченце Палладио начал работать в камнерезной и скульптурной мастерской Сан-Бьяджо в квартале Педемуро, считавшейся ведущим предприятием подобного рода. Её владельцы, Джованни ди Джакомо из Порлеццы и Джироламо Питтони из Луминьяно, были знаменитыми в Виченце скульпторами. Андреа делал работу, обычно поручаемую подмастерьям: капители, рельефы, фризы. По протекции ди Джакомо в апреле 1524 года Андреа был принят в гильдию (fraglia) каменщиков Виченцы[4].

В Виченце будущий мастер сблизился с гуманистом Джанджорджо Триссино, под руководством которого начал изучать архитектуру и получил гуманистическое образование. Триссино убедил его сменить имя на псевдоним Палладио, от эпитета древнегреческой богини Афины — Паллада (греч. Παλλάς, вероятно от греч. πάλλω, «сотрясать [оружием]») — победоносная воительница (именем Палладио сам Триссино впоследствии назвал небесного посланника в одной из своих эпических поэм). Согласно иной версии имя Палладио призвано означать «тот, кто посвящён Афине Палладе», греческой богине-покровительнице искусств. По совету Триссино будущий архитектор совершил своё первое путешествие в Рим, а по его возвращении гуманист стал его первым заказчиком и постоянным покровителем.