Эдикула


Эди́кула (лат.  aediculа — комнатка, уменьшит. от лат. aedis — дом, жилище, постройка) — в римской античности — маленький храм, молельня в виде ниши, предназначенной для установки культовой статуи[1]. По свидетельству Плиния Старшего, римляне в отдельных случаях называли эдикулой небольшие круглые храмы типа моноптера или нимфеи [2]. Например, эдикула «Девы Виктории» (Victoria Virgo, 307 г. до н.э.) при храме богини победы Виктории на Палатинском холме в Риме.

Такие эдикулы известны по изображениям в росписях жилых домов, например в Помпеях и Геркулануме. Так же называли ниши для небольших статуй или урн на надгробных памятниках. В домах римских патрициев были свои домашние эдикулы, или ларарии (ниши для помещения статуэток лар или пенатов, божеств-охранителей домашнего очага), обрамлённые колонками с треугольными фронтонамии.

В культуре древних греков, в частности в надгробных памятниках, встречаются похожие небольшие ниши — наиски. Однако, в отличие от римских эдикул, греческие наиски имели более узкие культовые функции. Позднее возникло второе значение слова «эдикула»: небольшая пристройка в виде полуротонды, обрамлённой колоннами. Однако в отличие от сходного типа полукруглой пристройки — экседры — эдикулой правильно называть только углублённые в стену арочные ниши. От античной культовой эдикулы происходит традиция сооружения малых архитектонических алтарей, апсид, алтарных кивориев и табернаклей в католических храмах. Изображения эдикул и табернаклей использовали в исторических трактатах и иконографических справочниках в качестве символа, обозначающего главный храм, частью которого (pars pro toto) они являются, сопровождая такие символы-эмблемы пояснительными надписями или девизами.

В эллинистической и римской архитектуре сложился обычай устраивать ниши-эдикулы на стенах общественных зданий, рынков, терм, городских ворот, триумфальных арок. Поэтому эдикулами стали называть различные рельефные декоративные композиции на фасадах зданий — обрамления порталов, оконных или дверных проёмов, аналогично наличниками, опирающимися на цоколь, а в верхней части завершённые антаблементом с треугольным или лучковым фронтоном. Такие эдикулы, обычно со статуями внутри, могут образовывать на фасаде здания сложные орнаментальные ряды. Однако в этом смысле термин «эдикула» следует относить только к архитектуре классицизма, барокко и неоклассицизма. В исключительных случаях — к романской (но не к готической) архитектуре.