Экседра


Эксе́дра (греч. έξέδρα — место, сидение снаружи[1][2][3]) — полукруглая глубокая ниша, обычно завершаемая полукуполом (конхой). А также полукруглый в плане выступ, примыкающий к основному объёму здания и открытый в его интерьер — основное внутреннее помещение.

В Древней Греции экседры служили для приёма гостей и неторопливых бесед, в них имелись скамьи, расположенные полукругом. Экседры часто пристраивали симметрично, с обеих сторон внутреннего двора, окружённого колоннами (перистиля), либо по двум сторонам комнаты для гостей, и в этом случае всю комнату называли экседрой. В экседрах беседовали греческие риторы и философы. В отдельных случаях обрамлённую колоннами нишу на фасаде здания с культовой статуей также называют экседрой, но правильно — эдикула[4]. Экседры также устраивали с выходом на улицу и в палестрах (закрытых дворах для гимнастических упражнений и состязаний)[5]. В эллинистической архитектуре встречаются отдельно стоящие экседры с культовой или портретной статуей внутри. Их помещали вдоль священных дорог или на открытых пространствах в святилищах[6]. Такие экседры имеются на острове Делос или в Эпидавре. Экседры размещали вблизи агоры, например, в Приене.

Экседры применяли в древнеримской архитектуре. Они были обязательной частью античных терм и дворцов. Так, богато украшенные экседры имелись в «Золотом доме» императора Нерона (64—68 гг. н. э.). В византийской и раннехристианской архитектуре Запада, в частности в куриях и базиликах, также использовали экседры, но они получали новое название — апсида[7].

В средневековой Италии похожие ниши с иконой или статуей Мадонны именовали анконами (итал. ancona — священное изображение, икона)[8].

В садово-парковом искусстве экседрами в отдельных случаях называли парковые павильоны типа ротонды или полуротонды. В архитектуре классицизма и неоклассицизма экседры использовали в качестве ордерных элементов композиции здания, в частности ниш для размещения статуй[9].

Огромную монументальную экседру в 1562 году создал архитектор Пирро Лигорио в «Кортиле дель Бельведер» — внутреннем дворе Апостольского дворца в Ватикане. В экседре установили большую, почти четырёхметровую бронзовую шишку пинии (итал. pigna — сосновая шишка) — произведение поздней античности, вывезенное из императорского дворца в Константинополе. В Средние века «Фонтан пинии» (из шишки била вода) установили рядом с Пантеоном, позднее поставили на нынешнее место. По сторонам пинии симметрично разместили бронзовые изображения павлинов — копии тех, что украшали гробницу императора Адриана, ныне Замок Святого Ангела (oригинальные павлины находятся в Палаццо Нуово Капитолийского музея). Эта причудливая композиция дала название двору Бельведера — «Двор Пинии» (Cortile della Pigna).