Киворий


Киво́рий (греч. κιβώριον, лат. ciborium — стручок египетского боба)[1]. Предположительно, у древних египтян так назывался плод лотоса, который служил сосудом для питья (в иной версии это была скорлупа боба). Затем у греков и римлян это название было перенесено на металлический сосуд, имевший похожую форму. В древнеримской архитектуре «киборий» — навес для защиты от солнца.

В первые века христианства словом «киборий» лат. ciborium стали называть подвесную дарохранительницу чашевидной формы с крестом наверху. Такая же дарохранительница, сделанная в виде голубя (символ Святого Духа), называлась «перистерион» (др.-греч. περιστερεων — голубятня). Ящик, ковчег, в котором хранятся Святые Дары для евхаристии также стали именовать киворием. Киворий помещали на престоле в алтаре церкви и он символизировал место, где был распят и погребён Христос, и даже стражу, приставленную к гробу Спасителя. У католиков такой киворий принято называть табернаклем (в редких случаях: кувуклией). В восточной церкви подобную дарохранительницу со временем стали называть словом «киот», или «кибот», имеющим иное происхождение[2].

Обычай устройства кивория над алтарём появился в раннехристианских храмах в IV—VI веках и вначале служил для крепления завес, закрывавших престол в определённые моменты богослужения и между службами. Существовали также кивории над амвоном, крещальной купелью. Небольшие балдахины устраивали над статуями в романских и готических соборах, они осеняли изображённые персонажи и, подобно «градским коронам», в виде миниатюрного города с крепостными стенами и башнями символизировали Новый Иерусалим.

В России принято название «алтарная сень». Такие сени, или балдахины, устраивали над ковчегами с мощами святых[3], чтимыми иконами, святыми источниками[4], тронами и молельными местами царей[5], архиереев, настоятелей монастырей и ктиторов (богатых вкладчиков и благотворителей).

В XII—XIII веках слово киворий по латинской традиции стали переносить на архитектурные сооружения — сень (навес) над престолом (алтарём), поддерживаемую четырьмя или восемью колоннами. Другое название: балдахин.

Выдающимся мастером готических шатровых кивориев был флорентийский архитектор и скульптор Арнольфо ди Камбио. В средокрестии базилики Сан-Джованни-ин-Латерано в Риме он создал монументальный архитектонический киворий (табернакль) на четырёх колоннах сложной композиции (начало XIV в., частично изменён в XVI в.). На его вершине в золочёных реликвариях, выполненных в форме фигур апостолов с нимбами, хранятся святые мощи: головы апостолов Петра и Павла. Похожие по композиции кивории Арнольфо ди Камбио создал в базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (1285) и в церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере в Риме.