Реликварий


Реликва́рий (лат. reliquarium, от лат.  reliquiae — останки, прах, наследие) — вместилище для хранения ценных реликвий, имеющих сакральное значение. Почитание реликвий развито в христианстве, но принято также в индуизме, некоторых формах буддизма и в других религиях. В русской церкви чаще используют названия рака, или мощевик, мощевник, в котором хранятся нетленные мощи. Реликварием может быть наперсный крест, заключающий в себе частицы святых мощей.

В античности схожие предметы называли: саркофаг, сорос, оссуарий, погребальная урна. В средневековье — мирелион (др.-греч. μύρελιον) — сосуд для хранения миро и иных целебных веществ. Ближайший прототип средневекового реликвария — наос (греч. ναός — домик, жилище божества) — в архаической Греции, — святилище в виде деревянного ящика, в котором хранили статуэтку божества. Такой «домик» имел двускатную крышу и раскрывающиеся дверцы. Наосы устанавливали на специальной ладье. Наос с открытыми дверцами символизировал пребывание божества на небе. Позднее наосом стали называть нишу для культовой статуи[1].

Ещё один прототип — античный филактерий (др.-греч. φυλακτήρια — охранитель, защитник, оберег, амулет)[2]. Такие амулеты носили на шее для защиты от злых духов. У римлян филактерий —золотой знак, который прикрепляли наподобие лабарума к древку легиона. Его называли также «знаком спасения» (лат. alexema или "победоносным трофеем (лат. niceticon tropaeum). Позднее филактерий на древке стал императорской регалией[3]. У иудеев — тфилин[4]. В христианском средневековье филактерием называли небольшой ковчег для хранения святых мощей, которым приписывали чудодейственные лечебные свойства. Такие филактерии посвящали Св. Иоанну Крестителю, покровителю ордена госпитальеров, многие члены которого были целителями больных и страждущих[5]. Подобные реликварии традиционно изготавливали лотарингские мастера — деревянный ковчег облицовывали медными позолоченными пластинами с эмалевыми вставками, изображающими сцены из жизни Св. Иоанна Крестителя и истории ордена.