Сан-Сильвестро-аль-Квиринале


Сан-Сильвестро-аль-Квиринале (итал. Chiesa di San Silvestro al Quirinale — Церковь Святого Сильвестра на Квиринале) — историческая церковь в центре Рима, Италия. Расположена на Квиринальском холме, в нескольких кварталах к югу от Пьяцца дель Квиринале на Виа Маджо. Римско-католический храм с титулом малой базилики[2].

Церковь, вероятно, была заложена в IX веке, хотя впервые упоминается только в 1030 году под названием Санто-Стефано-ин-Кабалло (Santo Stefano in Caballo), от древнего именования холма, на котором она находится (ныне: Монте-Кавалло, «Холм с конями», от названия фонтана со скульптурами Диоскуров). Согласно сведениям историка и археолога М. Армелини церковь с XII века также носила имя Сан-Сильвестро-ин-Бибератика (San Silvestro in Biberatica)[3].

В 1507 году папой Юлием II церковь была подарена доминиканцам флорентийской конгрегации Святого Марка. Отошедший к театинскому ордену, храм был перестроен в 1524—1584 годах. В 1566 году театинцы сделали церковь учебным домом для послушников. Хозяйственные пристройки были возведены, по утверждению архитектора и антиквара Пирро Лигорио, на руинах древнеримского храма Сераписа. Главный алтарь был освящён в 1584 году Томасом Голдуэллом, епископом церкви Св. Асафа в Северном Уэльсе, последним католическим епископом в Англии при королеве Марии Тюдор. В 1801 году церковь Сан-Сильвестро, покинутая театинцами за несколько лет до этого, была передана лазаристам[4].

В период, когда в Квиринальском дворце проходили конклавы для избрания нового папы, от этой церкви начиналось инаугурационное шествие кардиналов. В 1877 году улицу расширили и старый фасад церкви был перестроен. Монастырь стал государственной собственностью после присоединения Лацио к Королевству Италия в 1871 году и был преобразован в казармы. Позднее снова отошёл к церкви.

Между 1873 и 1877 годами фасад церкви был перестроен архитектором Андреа Бусири Вичи, вдохновлённым образцами римского барокко конца XVI века, однако выглядит фасад довольно скромно. Церковь имеет план латинского креста и один неф, с двумя капеллами по сторонам, куполом и глубоким пресбитерием. После городских реконструкций XIX века церковь оказалась приподнятой примерно на девять метров над уровнем новой улицы. Проблема входа была решена сохранением «театрального» портала на уровне улицы и устройством внутренней лестницы с подъёмом на образовавшийся второй этаж.

Неф перекрыт деревянным с резьбой, позолотой и росписью кессонным потолком. Его создание во второй половине XVI века приписывается выдающемуся мастеру Фламинио Буланже[5].