Сараладас


Сараладас или Сарала Дас (настоящее имя — Сиддхесвар Парида) (ория ସାରଳା ଦାସ); годы рождения и смерти — неизвестны) — индийский поэт конца XIV — начала XV веков, поэт средневековой Одиши, чьи произведения сыграли огромную роль в становлении национальной культуры народа. Основатель орийской национальной литературы.

Данных о жизни Сараладаса сохранилось мало. Известно, что родился он на территории современной Одиши в Канакавати Патана, известном ныне как город Канакапура, (Индия). Дату его рождения индийские литературоведы относят к концу XIV — началу XV вв. Происходил из низшей касты шурд, занимался крестьянским трудом и почти не знал грамоты. Путём самообразования, развил свой талант, который приписывал благодати Сарала, богини преданности и вдохновения. В одном из своих произведений рассказывал, что будучи ещё мальчиком, во время вспашки поля своего отца, пел так мелодично, что богиня Сарала заслушалась его песнями и наделила его даром слагать красивые стихи.

Сараладас сочинял свои поэмы на языке ория. Записывал стихи на пальмовых листьях, сидя в тени под большим баньяном. Стал известен под литературным именем Сарала Дас (дословно «Благо Сарала», Даса означает раб или слуга конкретного бога или богини).

Сюжеты грандиозных сказаний «Махабхарата» и «Рамаяна» стали ему известны лишь благодаря пересказу их на ория местными жрецами-брахманами. Его «Махабхарата» и «Рамаяна» — это не перевод с санскрита на ория, а довольно вольный пересказ известных сюжетов. Будучи знаком лишь с основой сюжета древнеиндийских поэм «Махабхарата» и «Рамаяна», Сараладас изложил эти поэмы на своём родном языке, придав им яркий национальный колорит. Действие поэм происходит в Одише, герои соблюдают все обычаи и традиции одишского народа.

Хотя Сараладас, в основном, следовал «Махабхарате» на санскрите, в его изложении поэмы на языке ория он сделал многочисленные отступления, добавил к ней собственные дополнения и внёс ряд других изложений, известных ему. Сараладас опустил философские отступления, но добавил от себя житейские наставления и моральные сентенции, в которых прославлял доброту и справедливость. Он художественно обработал некоторые местные легенды и создал новые, к которым и сейчас обращаются в своём творчестве поэты Одиши. В его «Махабхарате» и «Рамаяна» есть несколько указаний на то, что он служил солдатом в армии правителя Одиши Гаджапати, на основании этого литературоведы называют его крестьянином-воином, предполагая его непосредственное участие в военных походах. Поводом для такой гипотезы служат подробные и точные описания батальных сцен в его эпических произведениях.

Стих Сараладаса прост и музыкален, без искусственности. Применение простых разговорных слов для достижения своей поэтической цели, свободно от санскритизации. Его работы можно рассматривать, как литературную адаптацию популярных устных народных песен ория его времени.