Сарацин (опера)


«Сарацин» ― опера русского композитора Цезаря Кюи в четырёх действиях, написанная в 1896—1898 годах по либретто Владимира Стасова, основанном на пьесе Александра Дюма (отца) «Карл VII». Премьера оперы состоялась 2 ноября 1899 года (по старому стилю) в Мариинском театре Санкт-Петербурга под управлением дирижёра Эдуарда Направника. В 1902 году состоялась премьера в Театре Солодовникова с участием артистов Московской частной русской опере, хотя впоследствии произведение так и не вошло в стандартный репертуар российской оперы.

По мнению исследователей, «Сарацин» в некоторой степени следует рассматривать как продолжение оперы Петра Чайковского «Орлеанская дева», поскольку сюжет произведения Кюи вращается вокруг того же Карла VII, но уже в более позднее время.

Действие I. Хор лучников весело поёт, пока Граф отсутствует. Когда Андрей показывает всем тушу оленя, которого он только что убил, Якуб рассказывает историю о том, как он, будучи мальчиком в Египте, убил льва, который охотился на стадо его отца.

Входит Раймонд, напоминая Якубу о том, как однажды он спас сарацину жизнь, и представляет письмо папы Бенедикта XIII. Все крестятся, кроме Якуба. Поднимается шум, все присутствующие требуют казнить Якуба. Беранжера призывает всех к спокойствию. Она спрашивает его, что случилось, и тот рассказывает о своей жизни до того, как он попал в плен к Раймонду. Когда она говорит, что её собственные страдания больше, чем его, он видит в ней утешающего ангела и обещает убить каждого, кто делает её несчастной.

Капеллан входит с людьми, чтобы помолиться, чтобы у графа появился наследник. Он читает отрывок из библейской истории о Сарре, Аврааме и Агари. Когда они молятся, Раймонд приказывает Якубу преклонить колени, сарацин отказывается. Вспыхивает конфликт, во время которого Якуб убивает Раймонда кинжалом. Граф Савуази появляется на сцене и призывает к суду над Якубом, после чего капеллан возносит молитву за душу Раймонда.

Действие II. Капеллан говорит Беранжере, что её брак с графом расторгнут по указу папы и она должна уйти в монастырь. Она уходит. Убедившись, что капеллан донёс до неё весть, граф рассуждает о том, что его развод необходим, поскольку Франции нужен наследник.