Сатук Богра-хан


Сатук Богра-хан (901?[1], 915?[2]—955) (حضرت سلطان ستوق بغرا خان غازي)[3] — правитель Кашгара из рода Караханов; в 942 году, захватив столицу Карлукского каганата Баласагун, объявил себя каганом, основав Караханидское государство.

В исторической литературе устойчиво мнение, что Сатук Богра-хан был первым из тюркских правителей, принявших ислам, хотя «ни о его правлении вообще, ни о его обращении в ислам нет никаких достоверных известий[4]». Обширные сведения о его биографии, содержащиеся в поздних копиях с утерянной рукописи, датируемой предположительно концом XV — началом XVI века[5], «Тазкира-йи Богра-хан» («Память Богра-хану»), «носят бесспорно легендарный характер[4]».

Согласно этим легендарным сведениям, Сатук был сыном покойного кагана Базыр Арслан-хана, внуком самопровозглашённого кагана Бильге Кюль Кадыр-хана, возглавлявших борьбу части карлукских племён с исламским государством Саманидов. После смерти отца Сатук жил при дворе своего дяди, Огулчака, в Кашгаре.

В расположенном на торговых путях Кашгаре часто останавливались караваны купцов-мусульман, также в Кашгаре укрывались политические беженцы из саманидской знати, — общение с ними постепенно склонило Сатука к их вере; боясь своего дяди, он принял и исповедовал ислам тайно, до 25 лет, когда, с помощью близких ему единоверцев и при поддержке саманидских проповедников и вельмож, заявил о своих природных правах на кашгарский престол и сверг власть своего дяди.

Через несколько лет, укрепившись в Кашгаре, Сатук Богра-хан предпринял поход в земли своих предков, карлуков, и захватил их столицу — Баласагун (942). Здесь Сатук объявил своё имя, принятое им при обращении в ислам — Абдулькарим, и принял титул кагана всех тюрков, назвавшись, как и его прадед, Кара-хакан (или Кара-хан, что по-тюркски значит не только «чёрный», но и «сильнейший» хан).

Временно вражда между саманидами и кочевниками Семиречья прекратилась. До своей смерти (955) Сатук Богра-хан успел объединить разрозненные уделы и племена распавшегося карлукского каганата, положив начало просвещению (то есть исламизации) тюрков. Действия Сатука воспринимались мусульманской частью его подданных как «священная война» против «неверных», отчего в некоторых источниках к его имени прилагется эпитет «гази»[6]. Его сын и наследник, Муса Байташ Бугра-хан, закончил дело отца, объявив ислам государственной религией[2]. — Так, сверяясь с другими источниками, можно заключить из легендарных сведений, содержащихся в дастане «Тазкира-йи Богра-хан», «установить же, лежат ли в основе легенд о Сатуке какие-либо исторические факты, невозможно[4]».