Феодосий Сафонович


Феодосий Сафонович (также Софонович; ум. 1676) — игумен киевского Михайловского Златоверхого монастыря, историк и известный киевский духовный писатель XVII века.

Для усовершенствования в науках он ездил на Запад, в заграничные школы и университеты. По возвращении из-за границы в 1649 году был наставником юношества в Киево-Братском коллегиуме.

В 16531655 годах Сафонович был первым наместником Киево-Братского монастыря, в 1654 г. дважды ходатайствовал пред царем Алексеем Михайловичем о даровании монастырю разных имущественных прав;

с 1655 года — игумен Михайловского монастыря, в 1671 году получил от короля Михаила Вишневецкого грамоту, подтверждавшую все земельные владения монастыря. Скончался в 1676 году.

Сафоновичем была составлена и напечатана в Киеве в 1666 и 1668 годах книга, наполненная, по мнению православной церкви, латинскими заблуждениями — «Выклад», или учение «О Церкви и её тайнах». С этой книгой киевские выходцы явились в Москву и там стали распространять и защищать высказанные в ней мнения, но русские и греческие ревнители православия ополчились против таких учений (главным образом — об евхаристии), и один учёный инок, Евфимий, по поручению патриарха Иоакима написал против книги «Выклад» сочинение под названием «Остен» (рожон, бодец), — заблуждения же латинствующих были осуждены в 1690 году на Московском соборе.

Главный учёный труд Сафоновича — «Хроника з летописцев стародавных, з святого Нестора Печерского и инших, также з хроник Польских о Русии, отколь Русь почалася и о первых князех Русских и по них дальших наступаючих князех и о их делах, собранная працою иеромонаха Феодосия Сафоновича, игумена монастыря Михайловского Золотоверхого Киевского, року от сотворения света 7180, а от Рождества Христова 1672». Из плана сочинения видно, что Сафонович хотел написать полную хронику земли Русской, однако ограничился только сказаниями о западной Руси, в основном княжестве Галицком. Хроника доведена до 1292 года; она послужила источником для всех последующих исторических сочинений. В некоторых списках «Хроники» присоединено к ней до 50-ти статей самого разнообразного содержания[1].