Свежий ветер. Волга


«Свежий ветер. Волга» — пейзаж русского художника Исаака Левитана (1860—1900), оконченный в 1895 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее (инв. 1488). Размер — 72 × 123 см[1]. Исследователи творчества Левитана полагают, что замысел картины родился у художника во время его поездки на Верхнюю Волгу в 1890 году[2][3].

Левитан работал над полотном несколько лет: первый вариант был датирован 1891 годом, а окончательная версия была готова в 1895 году. В 1896 году картина экспонировалась на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в Санкт-Петербурге, и в том же году её приобрёл у автора меценат и коллекционер Михаил Морозов. В 1910 году по завещанию Морозова картина была передана в Третьяковскую галерею[1].

Полотно «Свежий ветер. Волга» относят к серии «жизнеутверждающих, бодрых произведений» Левитана 1895—1897 годов, в которую, кроме него, включают картины «Март» (1895), «Золотая осень» (1895), «Весна. Большая вода» (1897) и другие[4][5]. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что эта картина передаёт «праздничную картину бытия», в ней «всё полно жизни, её весёлого и сильного дыхания, её ритма, который выражает этот свежий ветер среди водного простора»[6]. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, Левитану удалось выбрать «мотив, в котором могучая красота волжского пейзажа раскрывалась во всём своём сверкающем блеске»[7].

Исаак Левитан ездил на Волгу четыре года подряд — с 1887-го по 1890-й[8]. Первое впечатление художника от великой русской реки было близко к разочарованию — в 1887 году он писал Антону Чехову: «Ждал я Волги, как источника сильных художественных впечатлений, а взамен этого она показалась мне настолько тоскливой и мёртвой, что у меня заныло сердце и явилась мысль, не уехать ли обратно?»[9] Тем не менее впоследствии ситуация изменилась: «Волга „одолела“ Левитана, и Левитан „одолел“ Волгу»[10]. По впечатлениям от волжских поездок им были созданы такие известные пейзажи, как «Вечер на Волге» (1888), «Вечер. Золотой Плёс» (1889), «После дождя. Плёс» (1889) и другие[11].

В 1890 году Левитан провёл на Волге лето и осень, побывав за это время в Плёсе, Юрьевце и Кинешме; вместе с ним была его спутница, художница Софья Кувшинникова[12][13]. Исследователи творчества Левитана полагают, что замысел картины «Свежий ветер. Волга» родился у художника во время этой поездки, когда он находился в Плёсе[2][3] (по другим данным, во время поездки из Плёса в Рыбинск[14]). В частности, 1890-м годом датируют небольшой этюд к будущей картине, написанный маслом по дереву[2][7].

По-видимому, первый вариант картины «Свежий ветер. Волга» был написан в 1891 году — это подтверждается полустёртой первоначальной датой «91» в подписи художника, которая впоследствии была заменена на «95»[1][2]. О том, что Левитан работал над картиной в течение нескольких лет, также свидетельствует характер живописи, содержащей неоднократные повторные прописки по изначальному красочному слою[1].


Фрагменты картины «Свежий ветер. Волга»

Лодка и пароход
Самоходные баржи с буксиром

Графические эскизы и этюды к картине «Свежий ветер. Волга» (1890—1895, ГТГ)

Свежий ветер. Волга
Мачта
Баржи
Пароход
Кормовая часть баржи
Детали
Баржа с мачтами и буксиром