Золотая осень (картина Левитана)


«Золота́я о́сень» — пейзаж русского художника Исаака Левитана (1860—1900), написанный в 1895 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее в Москве (инв. 1490). Размер картины — 82 × 126 см[1][2]. Левитан начал работу над полотном осенью 1895 года, когда он жил в усадьбе Горка в Тверской губернии; там же были написаны первые этюды[3]. Исследователи творчества художника полагают, что на картине изображена река Съежа[4]. По-видимому, работа над произведением была завершена в конце года в Москве[3].

Картина «Золотая осень» была представлена на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)[5], открывшейся в феврале 1896 года в Санкт-Петербурге, а в марте того же года переехавшей в Москву[6]. «Золотая осень» также экспонировалась на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года, проходившей в Нижнем Новгороде[1][7]. В том же 1896 году картина была приобретена у автора Павлом Третьяковым[1][8].

«Золотую осень» относят к «мажорной серии» картин Левитана 1895—1897 годов, в которую, кроме неё, включают «Март» (1895), «Свежий ветер. Волга» (1895), «Весна. Большая вода» (1897) и другие полотна[9]. «Золотая осень» также служит одним из характерных примеров влияния импрессионизма на творчество художника[10][11].

По словам искусствоведа Алексея Фёдорова-Давыдова, картина «Золотая осень» «поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определённо выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы»[12]. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что на создание картины художника воодушевила «необычная, поражающая своим эффектом цветовая гамма, в которой главную роль играет контраст золотого и синего»[13]. По мнению искусствоведа Фаины Мальцевой, при работе над «Золотой осенью» целью Левитана была не только передача ярких осенних красок, но и показ «таких драгоценных черт, которые помогают нам за этой нарядной, несколько декоративной формой видеть образ большой цельности и поэтичности»[14].

Работа над картиной была начата осенью 1895 года — в то время, когда Левитан жил в усадьбе Горка, расположенной в полутора километрах от деревни Островно, находившейся на территории Вышневолоцкого уезда Тверской губернии (ныне — в составе Удомельского района Тверской области). Владельцем усадьбы был тайный советник Иван Николаевич Турчанинов, сенатор и помощник градоначальника Санкт-Петербурга. Там часто проводила время его жена Анна Николаевна с дочерьми Варварой, Софьей и Анной[15].


Фрагменты картины «Золотая осень»

Деревья в левой части полотна
Дома и поля на дальнем плане
Одинокая берёзка у реки
Река в правой части полотна