Свердловская набережная


Свердло́вская на́бережная — одна из основных магистралей вдоль правого берега реки Невы. Проходит в Калининском и Красногвардейском районах Санкт-Петербурга от Арсенальной улицы до реки Охты.

Первоначально, с 16 апреля 1887 года, набережная называлась Полю́стровской (в оригинальном написании — Палюстровская) — по Полюстрову, и проходила от Арсенальной улицы до нынешнего Пискарёвского проспекта. Имя Свердловская — в честь Я. М. Свердлова — ей дали в 1925 году, поскольку набережная проходила вдоль разрушенного в 2000-е годы станкостроительного завода его имени (до 1922 года машиностроительный завод «Феникс», c 1965 года — Станкостроительное объединение имени Свердлова).

14 августа 1958 года набережную продолжили до Большой Пороховской улицы, включив в её состав часть Большеохтинского проспекта. 5 июля 1971 года её юридически продолжили до устья реки Охты. Этот участок ещё с XVIII века носил историческое название Охтинская набережная (по названию реки и Охтинских поселений при судостроительной верфи). После постройки Малоохтинского моста набережная была продлена до Большеохтинского моста.

Нынешняя длина сформировалась 14 августа 2007 года. В этот день на карте города появилась Малоохтинская набережная, в состав которой включили участок Свердловской набережной от реки Охты до Красногвардейской площади.

В 2008 году православная общественность обратилась к губернатору города с просьбой убрать из названия набережной имя Свердлова и вернуть ей прежнее название — Полюстровская. Член Топонимической комиссии А. Д. Ерофеев тогда высказал свое мнение, что говорить о возвращении исторического имени в данном случае нельзя: за годы своего существования Свердловская набережная увеличилась в несколько раз[1]. На заседании 30 мая 2016 года топонимическая комиссия большинством голосов одобрила переименование[2], но оно так и не состоялось.

В 1964 году был устроен пирс напротив Ленинградского металлического завода, к нему из цеха протянули железную дорогу, а на пересечении с проезжей частью обустроили переезд. Пирс и переезд потребовались для транспортировки гидротурбин из цеха на баржи. В 1990-х годах переезд демонтировали, но, по данным на 2022 год, АО «Силовые машины» (владелец завода) по-прежнему использует пирс. Сам пирс делает невозможным транзитный проход и проезд по нижнему уровню Свердловской набережной[3].