Сверчков, Николай Егорович


Никола́й Его́рович Сверчко́в (18171898) — русский баталический и жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств. Наставник Николая Атрыганьева.

Родился в семье служащего придворного конюшенного ведомства. Рисовать начал рано и быстро достиг заметных успехов, особенно в изображении лошадей, которых любил с детства. Отец, видя склонность девятилетнего сына к рисованию, определил его в Воспитательную школу при Императорской Академии художеств (1827—1829)[1], но через полтора года Николай был вынужден прекратить учёбу из-за болезни. В дальнейшем Сверчков серьёзно занимался художественным самообразованием, изучал работы мастеров живописи, постоянно рисовал, особенно любил изображать сцены с лошадьми, добившись в этом больших успехов[2].

С 1844 года его произведения на темы русского народного быта стали появляться на ежегодных академических выставках и вскоре обратили на него общее внимание.

В 1852 году за картину «Помещичья тройка пересекает на всем скаку обоз, тянущийся по большой дороге» получил звание академика[1]. За другую картину — «Грузный экипаж с пассажирами, едущий в знойный летний день» был удостоен, в 1855 году, профессорского звания. К этому времени приобрёл известность, рисовал породистых лошадей, собак, охотничьи сцены, ухарские тройки, жанровые сюжеты с участием лошадей среди зимних пейзажей.

В эту пору своей деятельности стал являться со своими работами в парижских салонах. Французская критика относилась к ним с большой похвалой, а одна из картин, находившихся на парижской выставке 1863 году, «Возвращение с медвежьей охоты», была приобретена Наполеоном III. За неё и за две другие картины («Ярмарка» и «Станция», проданные также в Париже) он был награждён кавалерским знаком ордена Почетного легиона. В том же году написал для брюссельской выставки картины «Туманное утро при восходе Солнца», «Путник, застигнутый зимней вьюгой», и «Портрет Чихачова верхом на коне во время его путешествия в Турции»[3].

Возвратившись в Петербург в 1864 году, он исполнил для императора Александра II картину «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 г.», после чего неоднократно (до 1882 года) удостаивался работать по высочайшим заказам. Из других его произведений достойны внимания «Царь Алексей Михайлович с боярами, на охоте близ Москвы» (1874)[4] «Поезд Ивана Грозного на богомолье»[5] «Переход гвардии чрез Балканы» (1879[6]) «Масленица в деревне» (доставившая художнику медаль на филадельфийской всемирной выставке), «Праздник св. Флора и Лавра, в деревне» и несколько других[3].