Мартынчик, Светлана Юрьевна


Светла́на Ю́рьевна Марты́нчик (род. 9 июня 1965, Одесса) — [[]][2][3][4] писательница и художница, автор литературных произведений, обзоров и рецензий, публикующихся под именем Макс Фрай[5], а также ЖЖ — под именем Чингизид[6]. Ранние произведения из цикла «Ехо», издававшиеся под именем Макса Фрая, созданы при участии супруга Мартынчик художника Игоря Стёпина.

Родилась в Одессе в семье военного. С 3 до 9 лет проживала в ГДР, где служил её отец. Увлекалась литературой, фотографией, изобразительным искусством в разных его проявлениях. Училась на филологическом факультете Одесского государственного университета, но университет не окончила. В 1986 году познакомилась с Игорем Стёпиным.

С 1993 года жила в Москве, в 2000—2001 годах возглавляла сайт NEWSru.com. Вела радиопрограмму «Свободный вход» на радио «Культура» (вместе с Дмитрием Воденниковым)[7][8][9]. С 2004 года живёт в Вильнюсе[10]. Гражданка Украины с видом на жительство в Литве[11].

Светлана Мартынчик ведёт блог с 2002 года[12] как chingizid — в «Живом Журнале», долгое время он назывался «Как объяснять картины мёртвому зайцу» (отсылка к перформансу Йозефа Бойса), потом название сменилось на «Как объяснять картины железному волку».

До того как стать популярной писательницей, Светлана Мартынчик занималась изобразительными видами искусства: пластилиновой скульптурой и живописью. Мартынчик и Стёпин — представители «одесского концептуализма»[13] — известны своими пластилиновыми работами по вымышленному ими миру «Хомана»[14], их выставки проходили в Одессе[15], Мюнхене, Москве[16][17], в Русском музее в Санкт-Петербурге[18].

Заимствуя язык наивного искусства… и обратившись к истории человечества, они создали персональную мифологию, представив исторические события в своей собственной трактовке. Эти работы — реакция на официальную историю и застывшие установки. Их живописный цикл начинается с «Жития Аменхотепа».
«Enfant Terrible»: грандиозная выставка одесских концептуалистов в Киевском Национальном художественном музее