Свомп-блюз


Свомп-блюз (swamp blues с англ. — «болотный блюз») — музыкальный жанр, возникший в 1940—1950-х годах на основе луизианского блюза, во многом развивавшегося под влиянием каджун[англ.] и зайдеко, музыки темнокожих креолов штата[2]. Основными характеристиками свомп-блюза были относительная жизнерадостность, расслабленность, тягучий, замедленный ритм (отсюда название; существуют многочисленные исключения, в частности, Лейзи Лестер, исполнявший музыку высокого темпа)[3].

Центром свомп-блюза считается Батон-Руж, Луизиана. Зарождение и расцвет жанра ассоциируется обычно с двумя именами: коллекционера и радиоведущего Джея Миллера (англ. J. D. «Jay» Miller), работавшего в Кроули, Луизиана, а также Слима Харпо[4], первого известного исполнителя свомп-блюза, чьи песни записывали, в числе прочих, Rolling Stones и Нил Янг[5].

Свомп-блюз имеет непринуждённый, медленный темп, и, как правило, является более ритмичной вариацией луизианского блюза, включая влияния со стороны ново-орлеанского блюза, зайдеко, соула и каджунской музыки. Характеризуется простой, но эффективной гитарной работой и находится под сильным влиянием буги, используемыми на записях Джимми Рида и работах Лайтнина Хопкинса и Мадди Уотерса[6]. Звучание свомп-блюза характеризовалось «мрачным эхом, шаффл-битами, тремоло-гитарами, жгучей гармоникой и редкой перкуссией» (eerie echo, shuffle beats, tremolo guitars, searing harmonica and sparse percussion)[7].