Луизиана-блюз


Луизиана-блюз (англ. Louisiana blues) или луизианский блюз — стиль блюза США, в основном получивший распространение в послевоенное время. Обычно луизианский блюз делят на два поджанра: новоорлеанский блюз (New Orleans blues, NOLA-blues) и свомп-блюз (swamp blues, болотный блюз). Оба подстиля испытали на себе влияние зайдеко, каджунской, креольской музыки, при этом блюз Нового Орлеана исполнялся в сравнительно сложных формах, испытав на себе большое влияние джаза и джазовых оркестров (Новый Орлеан часто рассматривается как родина джаза), а также карибской музыки, то болотный блюз был более минималистичным, приближаясь к традиционным формам блюза, таким как дельта-блюз. Однако при этом музыканты не являются строгими приверженцами того или иного стиля луизианского блюза, и как правило в той или иной степени погружены в обе его формы[1]. На основе новоорлеанского блюза возник ритм-н-блюз и впоследствии рок-н-ролл. Из-за смешения стилей в музыке часто представляется затруднительным идентифицировать то или иное произведение как блюз, а не например ска или джаз c элементами блюза. «Фактически ранний блюз и ранний джаз настолько тесно переплелись в Новом Орлеане, что во многих случаях их невозможно было разделить»[2]. Также затруднительно точно дифференцировать луизианский блюз от его производного R&B.

Некоторые исследователи считают, что местом рождения блюза вообще является не Дельта Миссисипи, а как раз Новый Орлеан и его окрестности[3]. Так, блюзовый музыкант и учёный из Батон-Руж Крис Томас Кинг в своей книге «Блюз: подлинное повествование о моей музыке и культуре» указывает, что Новый Орлеан не только является блюзовым городом, но и что блюз был творением Нового Орлеана, модернистским движением в стремлении к свободе выражения мнений, культурным протестом против «голубых законов» города, призванных обуздать креольскую культуру. По его утверждению «блюз» — это луизианское креольское слово, происходящее от фразы «sacré dieu»[4]. В подтверждение своей позиции автор приводит такие факты, что «отец блюза» Уильям Хэнди в 1896—1897 годах жил в Новом Орлеане, первая нотная запись блюза была выпущена в 1908 году также в Новом Орлеане. Также упоминаются так называемые spasm bands (уличные группы, игравшие на различных подсобных инструментах, типа стиральных досок, казу и т. п.), повсеместно исполнявшие блюз на улицах Нового Орлеана.