Священные камни


Вера в священные камни присутствует в религиозных воззрениях разных народов. С каждым из таких камней связана своя оригинальная легенда.

В славянской народной традиции распространено почитание культовых камней, особенно связанных с именами святых или легендарных героев: Богородицырусских), св. Параскевыбелорусов, македонцев), преп. Феодора (у русских), св. Афанасия (у македонцев), Марко Кралевичасербов, македонцев) и др. Частицы от этих камней, а также вода, собирающаяся в их углублениях, считались целебными, а сами камни служили местом паломничества больных, которые оставляли свои приношения (хлеб, полотенца, платки, ленты и подобное) около камней или развешивали их рядом на деревьях. У русских объектом поклонения бывали камни посреди воды — на реке или потоке, к которым приходили в Петров день (в соответствии с этимологией имени Пётр — каменный); у культовых камней могли совершаться поминальные и охранительные ритуалы, например, опахивание камня во время мора, заклание ягнёнка или курицы в Юрьев день (у македонцев), ритуальное прокалывание ушей детям (у сербов) и другие. Сербы почитали также камень, укладываемый в основание дома (темелац), на котором приносили «кровавую» жертву.

Зорац-Карер, или Караундж (Carahunge), в 200 км от Еревана, у г. Сисиан, — доисторический памятник, состоящий из сотен вертикально поставленных больших камней со сквозными отверстиями в верхней части. Он расположен на горном плато на высоте 1 770 м над уровнем моря и занимает площадь более 25 га. По предположениям исследователей, это древнейшая и самая большая обсерватория в мире, возраст которой составляет более 7,5 тысячи лет.

В верховьях реки Азат, выше Гехардского монастыря, среди вулканических глыб разбросаны необычные каменные изваяния рыб, которым местное население дало название «вишапов» (драконов). На теле вишапа видна рыбья чешуя, на голове — жабры, глаза, ноздри, рот. Встречаются также вишапы в виде сидячего быка, голова которого покоится между передними ногами. Вишапы были найдены также на склонах Арагаца (близ крепости Амберд) и в районе Ахалкалака. Один вишап доставлен в Ереван и лежит в саду напротив Драматического театра.

Полагают, что вишапы сделаны во II тысячелетии до нашей эры. Это подтверждается тем, что на одном из вишапов, найденным близ села Гарни, обнаружена урартская клинообразная надпись. Вишапы, по-видимому, были божествами воды, плодородия и пастбищ, так как они находятся исключительно у родников, в верховьях рек и каналов. О принадлежности к культу воды говорит и рыбный «облик» вишапов. Вишапы в облике быка имеют то же значение, что и рыбы, и также связаны с культом воды, ибо согласно древней армянской легенде бык своими рогами разрывает облака и вызывает дожди. Гром — это рев быка.