Севастопольский трамвай


Севастопольский трамвай — трамвайная система, действовавшая в городе Севастополе с 1898 по 1941 год. Трамвайное хозяйство было полностью разрушено в годы Великой Отечественной войны и после войны не восстанавливалось.

В середине 1890-х годов Севастопольская городская дума рассматривала несколько поступивших предложений о строительстве в городе электрического трамвая. Конки в городе не было, всё нужно было делать с нуля. Гласные городской думы отдали предпочтение фирме петербургского предпринимателя Рафаэля Карловича фон Гартмана, который владел пароходным сообщением в Петербурге и Нижнем Новгороде, а также достраивал в это время трамвай в Нижнем Новгороде. В августе 1896 года Севастопольской городской Управой был заключён договор о концессии на сооружении электрической железной дороги (трамвая) и освещения с Р. К. фон Гартманом. Ему также предоставлялось право на организацию парового катерного сообщения по севастопольским бухтам. Согласно договору Р. К. фон Гартман обязался построить за свой счёт электрический трамвай для перевозки пассажиров и грузов на срок в 40 лет. Для этого нужно было внести залог в городскую кассу для подтверждения возможности выполнения договора; через 40 лет по окончании срока концессии предприятие должно было отойти городу безвозмездно; через 18 лет после постройки трамвайной сети город имел право выкупить данное предприятие. Предприниматель по договору должен был платить ежегодно в казну города 3% с выручки за перевозки. Фон Гартман, однако, ещё до начала работ продал концессию иностранцам — «Компании тяги и электричества Бельгийского Анонимного общества» (Compagnie de Graction et d Electricite. Societe Anonyme), имевшей отделение в Петербурге. Управление Севастопольской электрической дороги и электрического освещения начало работу под руководством статского советника М. Б. Тургель, а главным инженером-строителем трамвая назначили П. М. Татарчевского. Город выделил для сооружения центральной станции трамвая землю в райне Лабораторной балки, у подножья Бомборской высоты. Здесь построили электростанцию, топливный склад и вагонный парк. 31 августа 1897 года состоялась официальная церемония закладки центральной станции трамвая. Здание вагонного парка построили осенью 1897 года, а электростанцию — в августе 1898 года. Оба эти здания сохранились до наших дней. В октябре 1897 года началась укладка рельсов на Б. Морской улице, в январе 1898 года строители начали ставить на улицах металлические трамвайные столбы, а в апреле начали монтаж контактной сети. Трамвайные вагоны летнего типа заказали в Германии.[1]

Первая трамвайная линия была открыта 12 сентября 1898 года по Екатерининской улице (ныне ул. Ленина) и Нахимовскому проспекту, но строительные работы ещё продолжались. Регулярное движение началось 19 декабря 1899 года.[2][3]