Северные Небесные Наставники


Северные Небесные Наставники — школа даосизма, возникшая в результате раскола Школы Небесных Наставников на севере Китая во время сяньбийской династии Северная Вэй. Основателем школы был Коу Цяньчжи, который происходил из даосской семьи последователе Школы Небесных Наставников. Он смог войти в доверие главному советнику императора, а потом и к самому императору, установив с 424 года в государстве даосскую теократическую монархию, в которой жестоко преследовался буддизм, однако школа была подвергнута существенному влиянию буддизма. Даосское государство просуществовало до 450 года. После смены императора и смерти Коу Цяньчжи начались снова преследования даосизма и насаждение буддизма, и даосам удалось обосноваться в городе Лоугуань (樓觀), где школа ещё просуществовала до конца VII века. Позднее школа была поглощена другими даосскими течениями.

В 415 году, а потом ещё в 423 году на горе Суншань Коу Цяньчжи посетили знаменательные видения. Он беседовал с духами, в первый раз даже лично с Лао Цзы, а позднее - Ли Пувэнем, Высшим наставником и праправнуком Лао-цзы. При первых посещениях дух сказал ему, что после ухода патриарха Чжан Даолина школа Небесных Наставников пошла по пути заблуждения, практикуя ложные воззрения.

Дух назначил Коу Цяньчжи Небесным Наставником и поручил устранить излишества в даосских ритуалах. Коу Цяньчжи стал ликвидировать практику оргий и корыстных духов, и стал обращать внимание на чистоту ритуалов и качество практик.

У Коу Цяньчжи появилось множество последователей. Коу старался свести учения к более ортодоксальной, консервативной форме. Его деятельность привлекла внимание взошедшего на трон сяньбийского императора Тай У-ди. В 423 императорским декретом он был официально возведён в сан Небесного Наставника (Тяньши), основав новую линию Северных Небесных Наставников. Сяньбийцы в это время вели непрерывные войны против кочевников на севере и на западе, и против Южной династии Сун на юге, постепенно расширяя свои владения. В результате победоносных войн император Тай У-ди постепенно подчинил весь северный Китай.

Премьер-министр и ревностный сторонник даосизма Цуй Хао (崔浩) смог провести закон о запрете буддизма, что повлекло за собой кровавые расправы над буддийскими лидерами и адептами. Император принял девиз правления «Истинный государь Великого равенства» (тайпин чжэнь цзюнь), и в 444 году провозгласил даосизм государственной религией.

Коу Цяньчжи стал истолковывать свои откровения перед двором как небесное благоволение, что подтверждалось военными победами. Он также считался экспертом в области достижения бессмертия, возглавив специальную алхимическую лабораторию, утверждённую императором. Он стал бороться за целибат духовенства и укрепление морали последователей школы Небесных Наставников, создав устав, подобный правилам винаи.