Северско-Донецкая шлюзованная система


Северско-Донецкая шлюзованная система — система гидротехнических сооружений на реке Северский Донец в Ростовской области. Состоит из 6 низконапорных гидроузлов, обеспечивающих судоходную обстановку на протяжении 208 км от устья Северского Донца. Является последней крупной гидросистемой, построенной в Российской империи. Эксплуатацию шлюзов осуществляет ФБУ «Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей» ( пред.название-ФГУ «Азово-Донское ГБУВПиС») с центром в Ростове-на Дону.

В конце XIX века Северский Донец являлся единственной крупной водной системой, через которую можно было напрямую осуществлять вывоз каменного угля Донбасса в регионы Азово-Черноморского бассейна. Но водный режим реки не соответствовал возросшим требованиям к условия судоходства. В результате возникла необходимость проведения специальных работ по преобразованию нижнего и среднего течения Северского Донца.

Одним из энтузиастов проекта по обустройству Северского Донца стал Д. И. Менделеев, писавший о необходимости «устроить Донец […] для наших русских надобностей […] ибо Донец, по важности интересов в нем замешанных, нужнее всего»[1].

Первоначально предполагалось ограничиться землечерпальными работами, но обустройству постоянного судового хода препятствовала маловодность Северского Донца в течение большей части года. В 1903 году Министерство путей сообщения принимает решение о необходимости шлюзования Северского Донца. Шлюзование Северского Донца было разбито на три этапа: на первом этапе создавался шлюзованный водный путь до станицы Гундоровской, на втором - до Лисичанска, на третьем - до Изюма.

Разработчиком проекта стал известный своим вкладом в проект Волго-Донского канала русский гидротехник Нестор Платонович Пузыревский. В 1903—1904 годах он провёл детальное исследование русла Северского Донца и представил проект строительства системы шлюзов, обеспечивающих прямой водный путь по Северскому Донцу от Дона до Белгорода и Харькова.[2]. Окончательный вариант проекта был готов в 1908 году. Проект предусматривал возможность беспрепятственной проводки судов с осадкой до 1,7 метра, длиной до 90 метров и шириной 13-14 метров. Основными грузами на новом водного пути должны были стать каменный уголь, строительные материалы и зерно.