Севпечлаг


Севпечлаг, Печорстрой, Печорлаг, Печорский железнодорожный исправительно-трудовой лагерь НКВД, Печорский ИТЛ[a] — исправительно-трудовой лагерь железнодорожного строительства, который функционировал с 14 мая 1940 по 24 июля 1950. Подчинялся Главному управлению лагерей железнодорожного строительства НКВД (14 мая 1940 — 28 апреля 1947), затем Северному управлению лагерей железнодорожного строительства, с 6 мая 1948 — снова Главному управлению лагерей железнодорожного строительства НКВД.

Административный центр Севпечлага сначала находился в селе Абезь Кожвинского района Коми АССР (последнее известное упоминание в Приказе 0175 НКВД от 29.06.1945). Не позднее 26 декабря 1946 года управление лагеря перенесено на станцию Печора Северо-Печорской железной дороги. Адрес — п/я 274.

После завершения основных работ по строительству Северо-Печорской железной дороги 24 июля 1950 года он был слит с Севжелдорлагом с образованием Печорлага.

Предполагают, что 25 января 1942 года Заполярлаг и Строительство 301 был закрыт и влит в Севпечлаг с сохранением за Севпечлагом старого названия[1]. Завершение работ Заполярлага и Строительства 301 передано Севпечлагу.

Заполярный ИТЛ и Строительство 301 (другие названия Полярный ИТЛ и Заполярлаг) был организован 12 марта 1941 и закрыт 25 января 1942 (Не надо путать с Заполярлагом и Строительством 503). Подчинялся ГУЛЖДС. Сначала 12 марта 1941 был создан Полярный железнодорожный ИТЛ для строительства порта и завода в Хабарово, подчинявшийся ГУЛПСу. По-видимому, фактическая организация не состоялась. Приказом № 00965 НКВД от 25 июля 1941 года созданы два ИТЛ в составе ГУЛЖДС опять же для строительства порта в районе Хабарово и железной дороги ВоркутаЮгорский Шар. Только 4 сентября 1941 появляется первое упоминание Заполярного ИТЛ в связи разделом сфер влияния с Югорлагом[2].

Задачей лагеря было строительство железнодорожной линии Воркута—Хабарово, строительство временного порта у Югорского Шара и зимника (временной зимней дороги), строительство железной дороги Воркута—Югорский Шар и зимника со стороны Воркуты[2].