Сегев, Том


Том Се́гев (ивр. תּוֹם שֶׂגֶב‎; род. 1 марта 1945, Иерусалим, подмандатная Палестина) — израильский журналист и историк. Принадлежит к так называемой группе «новые историки», оспаривающей традиционный израильский исторический нарратив, касающейся новейшей истории страны.

Сегев родился в Иерусалиме в 1945 году в семье немецких евреев, переехавших в Палестину из Германии в 1935 году. Его отец погиб во время арабо-израильской войны 1948 года. После службы в армии изучал историю и политологию в Еврейском Университете Иерусалима, а в 1970 году получил степень Ph.D. в Бостонском университете[1].

В 1970-х годах Сегев работал корреспондентом газеты «Маарив» в Бонне. Преподавал в университетах Рутгерс (Нью-Джерси)[2], Беркли (Калифорния)[3] и в Северо-Восточном университете (Массачусетс), где вёл курс об отрицателях Холокоста. Ведёт еженедельную колонку в газете «Хаарец», его книги переведены на 9 языков.

Сегев утверждает, что до тех пор, пока в 80-х годах не были открыты израильские архивы, истории Израиля как науки не было. По его словам: «У нас была мифология, у нас была идеология, у нас было много официальной идеологической обработки, но реально мы не знали, что произошло[4]». Таким образом, новые историки, по мнению Сегева, по существу являются первыми историками Израиля[5].

В 1986 году вышла книга Сегева «1949: Первые израильтяне» (1949: The First Israelis). Книга отображала «неприглядную» сторону первых лет существования государства Израиль, отличающуюся от идеализированной картины этого периода. Она основывалась на только что открытых архивах и освещала такие вопросы, как исход палестинских беженцев, отношение государства к оставшемуся в Израиле арабскому меньшинству, отношение к еврейским иммигрантам из арабских стран и т. п. Многие исторические фигуры представлены в не особенно лестном свете. Публикация книги вызвала в Израиле многочисленные обсуждения[6].

В 2000 году Сегев опубликовал книгу «Седьмой Миллион: Израильтяне и Холокост» (The Seventh Million: The Israelis and the Holocaust (2000)). В книге исследуется решающее влияние, которое Холокост оказал на самоидентификацию израильтян, а также идеологию и политику Израиля. Книга основана на рассекреченных документах, дневниках и встречах с разными людьми. В книге Сегев выдвигает идею о том, что национальная память в критические моменты (например, такие как дело Эйхмана или Демьянюка) формировалась и манипулировалась в соответствии с идеологическими требованиями государства. Книга вызвала положительные отзывы со стороны Эли Визеля[7].