Семейный фотоальбом


Семе́йный фотоальбо́м – собрание семейных фотографий, сгруппированных по тематическому признаку и соединяющих отдельные разобщённые моменты жизни в цельную историю. Представляя собой часть семейного богатства, служит сохранению фамильной памяти, созданию чувства принадлежности к семье и её объединению [⇨]. Семейный альбом представляет интерес как уникальное средство для воссоздания межличностных и внутрисемейных связей, а также повседневного быта семьи в разное историческое время[⇨]. Его можно рассматривать как социальное явление, служащее отражением отличительных характеристик визуальной культуры в конкретную историческую эпоху[⇨].

Изобретение фотографии в XIX веке поначалу не связывали с её применением для создания портретов. В 1839 году, делая доклад об изобретении во Французской Академии наук, Франсуа Араго назвал тех, для кого новый способ фиксации изображений может быть полезен. По его мнению, то были историки, археологи, физики и астрономы. Однако уже в этом году «дагеротипомания» охватила огромное число людей, о чём свидетельствует рисунок Теодора Мориссе в журнале «Карикатюр». На рисунке, названный «Дагеротипомания», можно видеть множество людей, бегающих с дагеротипами и без устали фотографирующих друг друга[1]. Поскольку поверхность дагеротипов отличалась особой чувствительностью к внешним воздействиям и легко повреждалась, готовые снимки обязательно накрывались стеклом, которое герметизировалось окантовкой из бумаги, пропитанной гуммиарабиком. При этом стекло отделялось от поверхности дагеротипа рамкой из золочёной латуни или картона. Обработанный таким способом снимок заключался в рамку из дорогих сортов дерева [2][3]. Для хранения таких снимков использовались особые футляры [4].

С совершенствованием техники и одновременным упрощением и удешевлением фотосъёмки, фотографии стали изготавливаться тысячами. По мнению историков, имела место своеобразная «портретомания»: все желали получить свой портрет и фотографии других людей. В этот период возникли семейные фотоальбомы[1]. Семейные альбомы XIX века имели мало общего с нынешними. Дагеротипы хранились в отдельных футлярах, а собственные маленькие «портреты-визитки» соседствовали в альбомах рядом «со снимками родных, знакомых, политиков, актрис, художников и т.д.» [1]. Существовали разные виды фотоальбомов – альбомы-фотоколлажи, альбомы с паспарту, альбомы-шкатулки и др. [5]. Их назначение было не только в том, чтобы хранить фотографии, но и выполнять аксиологические функции. Роскошно оформленные, снабжённые бархатными или кожаными обложками, со старательно отобранными фотографиями, они превращались в семейную реликвию. Это своеобразное произведение искусства находило почётное место в кабинетах и гостиных[5].