Семигородняя


Семигоро́дняя — железнодорожная станция и прилегающий населённый пункт в Харовском районе Вологодской области, административный центр Семигороднего сельского поселения. Расположена на берегу реки Двиница. Находится в 15 км на юго-западе от районного центра (Харовск)[2].

Станция была основана 1 августа 1896 года, когда из Вологды в Архангельск прокладывали железную дорогу[3].Название станции было дано по находившейся неподалёку (ныне посёлок Возрождение) Семигородней Успенской пустыни. Пустынь, в свою очередь, называлась так, потому что находилась в Семигородней волости, название которой, по одной из версий, произошло от семи селений, располагавшихся на семи небольших холмах («горах»)[4][5].

Чуть позже вокруг станции возник посёлок. Становление посёлка во многом было связано с деятельностью лесопромышленников братьев Задунаевских[3]. Тогда же поселение и стало приобретать свою лесопромышленную направленность и специализацию. В начале XX века доставка леса с делянок на станцию Семигородняя велась лошадьми[3].

После установления советской власти заводы Задунаевских были национализированы, а в 1920-х годах был образован Семигородний мехлесопункт, который вскоре был переименован в Семигородний леспромхоз. Леспромхоз стал ключевым и единственным предприятием посёлка.

Новый виток развития поселения был связан со строительством Семигородней узкоколейной железной дороги (УЖД) в 1946 году. По мере продвижения строителей УЖД в глубину лесного массива на восток Вологодской области, вдоль магистрали дороги появлялись лесозаготовительные посёлки. Семигородняя УЖД считалась одной из передовых в стране, а Семигородний леспромхоз — одним из гигантов лесной отрасли[6]. Объёмы вывозки Семигородней УЖД в 1970-х — начале 1980-х годов были колоссальны: 500—520 тыс. м³ леса в год[3].

С конца 1980-х годов объёмы перевозок многократно сократились, а леспромхоз пришёл в упадок: лесосырьевая база оказалась в основном выработанной, а перевозки по многокилометровой УЖД — нерентабельными[3]. Кроме того, износ железнодорожной ветки и как следствие постоянные аварии приносили леспромхозу огромные убытки[6].