Семёнов, Александр Михайлович


Александр Михайлович Семёнов (18 февраля 1922, Торжок, Тверская губерния — 23 июня 1984, Ленинград) — советский живописец, пейзажист, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР[1].

Детские годы провёл на берегах речки Тверцы. Его отец Михаил Фёдорович Семёнов был родом из Петербурга, мать Елизавета Карповна Семёнова (в девичестве Дикарёва) из Торжка. Когда семья переехала в Ленинград, отец работал начальником переплётного цеха, а мать ткачихой. Рано проявивший способности к рисованию, Семёнов поступил в Таврическое художественное училище, занимался у педагогов А. А. Громова, С. Н. Бутлер, В. Орешникова, В. Н. Левитского, М. А. Асламазян. В 1940 году окончил училище и поступил на работу в Ленизо, по заказам писал в Русском музее копии с произведений И. И. Шишкина, И. Е. Репина, И. И. Левитана, постигая искусство великих мастеров.

В 1941 году добровольцем ушёл на фронт, участвовал рядовым в оборонительных боях под Пулково. В августе 1941 у станции Волосово попал в плен, пройдя все испытания войны от начала до конца. Награждён медалью «За победу над Германией». В 1946 году возвратился в Ленинград. Работал по договорам в Ленизо, одновременно много писал с натуры в живописных пригородах Рождествено, Выра, Даймище. Этим местам Семёнов оставался верен долгие годы, приезжая сюда каждое лето. Здесь им было написано множество этюдов и картин[2]. Среди них «Летний день» (1951), «Куст сирени» (1969), «Ветреный день» (1976), «Проясняется» (1976), «Озеро Чикино» (1978), «Деревня Грязно» (1978), «Тропинка в Рождествено» (1979), «Ветреный день в Грязно» (1980) и другие.

С 1954 года участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Первыми показанными работами были этюды, привезённые из поездок на Урал и Алтай: «Алтай. Район Шебалино», «Алтай. У Сешинского перевала» (обе 1954)[3], «Кузнечный цех» (1956)[4], «На Чусовом заводе», «Прокатный цех» (обе 1957)[5] и другие. В них заметен интерес художника к работе с натуры, умение быстро воплощать главную живописную идею, передать основные цветовые отношения и состояние световоздушной среды. В 1957 году Семёнов был принят в члены Ленинградского Союза художников. В том же году в числе ведущих ленинградских живописцев Семёнов участвовал во Всесоюзной Художественной выставке в Москве[6].

Потом были поездки в Ярославль, Ростов, Псков, на родину в Торжок и работа на творческой базе ленинградских художников в Старой Ладоге на Волхове. Написанные там работы составят важную часть творческого наследия Семёнова. Среди них «Зимний лес» (1963), «Ясный день в Старой Ладоге» (1964), «Дворик в Ростове Великом» (1965), «Зима в Старой Ладоге» (1969), «Полдень» (1971), «Старая Ладога. К весне», «Торжок утром», «Торжок. Гостиница» (всее 1972), «Торжок. Солнечный день» (1973), «Дворик в Старой Ладоге» (1974), «Монастырь в Старой Ладоге», «В Рождество» (обе 1975) и другие.