Сентинел (транспортное средство)


Сентинел (англ. Sentinel — Страж) - наименование нескольких моделей парового грузовика первой половины 20-го века, выпускавшихся британской компанией Sentinel Waggon Works и другими компаниями по лицензии.

Паровые грузовики производились компаниями Сентинел Ваггон Уоркс Лтд., Шрусбери, Англия, и компанией «Ричард Гарретт & Сонс» , Лейстон, Суффолк в Великобритании, в континентальной Европе (по лицензии) - Сентинел Шкода в Пльзене . Грузовики отличались высокой надежностью и низкими эксплуатационными расходами. Благодаря всеядности парового двигателя они подходили для эксплуатации в тяжелых условиях: на бездорожье и на строительных площадках. Недостатком являлся небольшой запас хода: топлива (то есть угля) хватало лишь на 40 км, воды (при полной мощности) только на 25 км. Для раскочегаривания агрегата требовалось 30 минут. Было создано множество вариантов кузова.

«Лебединая песня» паровых грузовиков в Англии приходится на Первую Мировую войну во время которой спрос на военную технику такого типа поднялся до невиданных масштабов. После войны спрос на паровики пошел на спад, но благодаря консервативности британского менталитета и упорству производителей, такая техника имела довольно широкое распространение. Паровики были востребованы для перевозки грузов в горячем состоянии, которые подогревались паром, например, битума. В Великобритании паровые грузовики были особенно популярны до 1933 года, когда законодатели ввели налог на грузовой транспорт, основанный на массе машины, что поставило тяжёлые паровые грузовики в невыгодное положение по сравнению с карбюраторными машинами и, с другой стороны, в 1934 уменьшили тарифы на импортные нефтепродукты (в то время когда паровые грузовики «Сентинел» работали на недорогом местном угле). Энтузиасты паровых автомобилей склонны объяснять это как результат политического давления со стороны США, которые в то время являлись главным экспортёром нефтепродуктов. К концу 1930-х грузовики серии «5» выпускались по спецзаказам. Паровые машины однако отличаются несравненной долговечностью и во время второй мировой войны в британской армии служило 200 машин первой серии «Стандард». В угольной промышленности такая техника использовалась и после войны и одним из последних (возможно самым последним) паровиков «Сентинел» был самосвал 6x4, поставленный в 1951 г. в один из английских угольных карьеров. Интересным сюрпризом был заказ на 250 машин, неожиданно полученный в 1949 г. от морского департамента Аргентины. Многие паровые грузовики продолжают работать и по сей день в качестве туристских автобусов и музейных экспонатов на ходу.