Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник


Се́ргиево-Поса́дский госуда́рственный исто́рико-худо́жественный музе́й-запове́дник — государственное бюджетное учреждение культуры, расположен в центре города Сергиева Посада.

Сергиево-Посадский музей-заповедник создан по Декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР, подписанному В. И.  Лениным, от 20 апреля 1920 г. «Об Обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Структура музея была подготовлена Комиссией по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, созданной в 1918 и проработавшей до 1925 года. В её состав входили видные деятели культуры и представители Русской Православной церкви: П. А. Флоренский, Ю. А. Олсуфьев, А. Н. Свирин, Т. Н. Александрова-Дольник, П. Н. Каптерев и другие (большинство из них были впоследствии репрессированы). Основу музейной коллекции составили ценности Лавры — предметы древнерусского искусства.

С первых лет существования музея начинается реставрация архитектурных памятников Троице-Сергиевой лавры. Однако большинство её древних зданий в 1920-е — 1930-е гг. использовалось не в музейных целях, а под склады, тогда как крепостные стены, за отсутствием в городе жилищного строительства, мало-помалу превращались «в жилые помещения путём возведения в нишах стенок и устройства печей». К концу 1938 года лаврские сооружения оказались «запущенными и разрушающимися»[1]. В 1938 году был принят Генеральный план реставрации И. В. Трофимова, созданный при участии А. В. Щусева. Общее руководство реставрационными работами в соответствии с Генеральным планом осуществлял Ученый Совет музея, в состав которого входили выдающиеся деятели культуры: И. Э. Грабарь, А. В. Арциховский, С. В. Бахрушин, М. В. Нестеров и другие.

В послевоенные годы начинается новый период в истории музея. С 1946 года вновь действует мужской монастырь, постепенно возобновляется богослужение в храмах. Когда, наконец, в августе 1956 года было издано постановление СМ РСФСР «О передаче Московской патриархии зданий и сооружений, расположенных на территории Троице-Сергиевой лавры в г. Загорск», в её стенах в качестве музейных площадей остались только корпуса, расположенные вдоль западной крепостной стены: Ризница, Казначейский корпус и Больничные палаты с церковью препп. Зосимы и Савватия Соловецких. В Казначейском корпусе была развернута последовательная система экспозиций: «История Троице-Сергиевой лавры», «Некрополь Троице-Сергиевой лавры», «Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры и методы его реставрации», «Древнерусская живопись XIV—XVII вв.», «Древнерусское прикладное искусство XIV—XVII вв.», «Русское искусство XVIII- начала XX вв.», «Русское народное искусство XVIII- начала XX вв.», «Современное декоративно-прикладное искусство».