Алексе́й Ви́кторович Щу́сев (26 сентября (8 октября) 1873, Кишинёв — 24 мая 1949, Москва) — русский и советский архитектор. Действительный член Императорской Академии художеств (1908)[3], академик архитектуры (1910)[4], академик АН СССР (1943), четырежды лауреат Сталинской премии (1940, 1946, 1948, 1952) . Щусев — единственный архитектор, в равной степени достигший успеха в трёх эпохах русской и советской архитектуры — в предреволюционном неорусском стиле, в конструктивизме 1920-х годов и в сталинской архитектуре 1930—1940-х годов[5].
В 1900-е годы Щусев состоялся как строитель церквей неорусского стилянационально-романтический вариант, разработанный Щусевым, опирался на псковско-новгородские и московcкие источники[6], сложные пространственные композиции, плавно перетекающие формы, и намеренное отрицание симметрии и монументальности[7]. До революции 1917 года Щусеву довелось работать и в стилистике русской неоклассики, и в стилистике нарышкинского, петровского и елизаветинского барокко. После революции Щусев поддержал большевиков и возглавил разработку плана развития Москвы . В 1924 году правительство доверило Щусеву возведение двух временных мавзолеев Ленина, в 1929 году — третьего, постоянного мавзолея . Во второй половине 1920-х годов Щусев построил ряд конструктивистских зданий в Москве и на Кавказе . С 1932 года он работал в стилистике сталинского монументализма; здание института Маркса, Энгельса и Ленина в Тбилиси и перепроектированная Щусевым гостиница «Москва» стали эталонами советской архитектуры .
. ЕгоВ 1937 году Щусев стал мишенью пропагандистской кампании и был отстранён от архитектурной деятельностиАН СССР. Под руководством Щусева строились научные институты в Москве, Алма-ате, Киеве, здания органов госбезопасности и планы послевоенного восстановления разрушенных городов . Щусев — организатор расширения Третьяковской галереи в 1920—1930-е годы и создатель музея архитектуры, названного его именем .
; год спустя ему удалось вернуться в профессию на пост главного архитектора