Сталинская архитектура


Ста́линская архитекту́ра — обобщающий термин для советской архитектуры эпохи правления И. В. Сталина в СССР[1]. Историк архитектуры Дмитрий Хмельницкий выделял в истории советской архитектуры три независимых периода: 1918—1932 годы — эпоха авангарда; 1932—1954 годы — эпоха сталинского неоклассицизма; с 1955 года — период модернизма в советском варианте[2]. Организационный период перехода к новому архитектурному стилю в СССР пришёлся на 1931—1933 годы, когда был фактически запрещён авангард и провозглашён лозунг «освоения классического наследия», сформулированный в тексте резолюции по конкурсу на проект Дворца Советов[3][4].

С 1933 года по всей территории СССР стали возникать гибридные здания — начатые в авангардом ключе, но во время строительства или после него декорированные в неоклассику. Историк архитектуры Селим Хан-Магомедов первым обозначил раннесталинскую архитектуру 1932—1936 годов термином постконструктивизм. В данный период возникло большое количество разнообразных по стилистике построек, балансировавших между авангардом и неоклассикой. Одновременно уже с 1933 года стали появляться проекты полностью соответствовавшие зрелому сталинскому стилю — работы Алексея Щусева, Каро Алабяна, Аркадия Мордвинова и их последователей[5]. Ранний период сталинской архитектуры отличался полистилизмом, выразившимся в обращении к традициям Возрождения, классицизма, русского неоклассицизма, палладианства[6].

Пришедшая на смену архитектуре авангарда в период правления И. В. Сталина, архитектурная политика 1930—1950-х годов способствовала становлению государственного монументального стиля, во многих чертах близкого к ампиру, неоклассике и ар-деко. Нередко сталинскую архитектуру, с её монументализмом, идеологичностью, культом героического прошлого, рассматривают в контексте тоталитарной архитектуры XX века и усматривают в ней типологически сходные черты с современной ей итальянской и немецкой архитектурой. Впрочем, в сталинской архитектуре обнаруживаются сходства и с неоклассическими направлениями первой половины XX века, например, застройкой США и североевропейским неоклассицизмом.

После окончания Второй мировой войны сталинская архитектура, достигшая своей зрелости и широко распространившаяся по городам СССР, проникла в страны Восточной Европы, Китай, КНДР.

В начале XXI века наблюдается интерес к сталинской архитектуре, проявляющийся в её научном изучении, а также попытках её упрощенного копирования («новые сталинки»), реставрации и реконструкции зданий с различной степенью достоверности первоначального облика, желании имитировать стиль данной эпохи в новом строительстве[7][8]. Отношение к сталинской архитектуре неоднозначно[7]. Её рассматривают и как одно из воплощений «вечной классики» и как регрессивное и неестественное для развития архитектуры явление, связанное с обслуживанием государственной идеологии сталинизма[9].