Русский неоклассицизм


Русский неоклассици́зм — художественное направление в русском искусстве первой трети XX века, противостоявшее появившимся в конце XIX века авангарду, модернизму и в целом зарождавшейся массовой культуре. Представители данного направления ориентировались в своём творчестве на довольно широко понимаемую классику: искусство Древней Греции, Возрождение, русское и западноевропейское искусство XVIII — первой половины XIX веков, русскую иконопись до XIX века, академический классицизм в лице лучших его представителей — Александра Иванова, Карла Брюллова и других[1][2].

Зарождение неоклассицизма в России в начале XX века было связано в большой мере с деятельностью объединения «Мир искусства» и литературно-художественного издания «Аполлон», вокруг которых образовался кружок представителей интеллигенции, придерживавшихся принципов единения традиций и новаций. В «Аполлоне» вопрос неоклассицизма был поставлен как общекультурная проблема художественного развития русского искусства[3].

Наиболее полно русский неоклассицизм проявился в литературе (акмеизме) и архитектуре, в то время как в живописи и скульптуре определение круга его художников вызывает проблемы. В искусствознании является актуальным и вызывающим разногласия вопрос по поводу того, считать ли неоклассицизм начала XX века самостоятельным стилевым направлением или поздней стадией модерна[4]. Зачастую неоклассицизм либо полностью, либо в его поздней стадии рассматривают как направление ретроспективизма, более широкого художественного явления начала XX столетия[5][6][7].

Неоклассицизм в широком смысле, как некое художественное явление начала столетия, охватывал не только художников, близких «Миру искусства», но и тех мастеров, чьё творчество находилось на противоположных неоклассике полюсах искусства[8].

Развитие русского неоклассицизма было прервано революцией 1917 года, хотя отдельные его элементы прослеживались в искусстве до начала 1930-х годов.