Иванов, Александр Андреевич


Алекса́ндр Андре́евич Ива́нов (16 [28] июля 1806, Санкт-Петербург, Российская империя — 3 [15] июля 1858, там же) — русский живописец и график, один из последних крупных представителей классицистической школы, ставший завершителем традиции и одновременно её реформатором[4]; создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты, в том числе монументальной картины «Явление Христа народу» — одного из самых известных полотен в истории русского искусства. Академик Императорской Академии художеств (с 1836).

Александр Иванов родился в семье художника, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова (1775—1848), который в том же году был утверждён адъюнкт-профессором исторического класса Императорской Академии художеств. В одиннадцать лет поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию художеств. Учился в академии при поддержке Общества поощрения художников, главным образом под руководством своего отца[5][6]. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награждён в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». В 1827 году получил большую золотую медаль[7] и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».

Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его за свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования, но предварительно потребовало, чтобы он написал ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Выполнив это требование, Иванов в 1830 году отправился в Европу, и через Германию, с остановкой на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим.

В Италии первые работы Иванова состояли в копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на разные библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее масштабным произведением[8]. С этой целью он в 1834—1835 годах написал «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения».

Картина имела большой успех как в Риме, так и в Санкт-Петербурге, где в 1836 году художник удостоился за неё звания академика.

Ободренный успехом, Иванов принялся за «Явление Христа народу»[9]. Работа затянулась на двадцать лет (1836—1857), и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии художеств и произвела сильное впечатление на общественность[5]. Творческий арсенал, используемый художником в различных работах, в том числе при исполнении пейзажных этюдов, опережал уровень отечественной живописи того времени[10].