Ретроспективизм


Ретроспективизм — направление в русском искусстве конца XIX — начала XX века. Выразилось в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Главной характеристикой ретроспективизма был присущий его приверженцам идеализированный взгляд на прошлое, стремление в точности воспроизвести произведения искусства прошлых эпох. Ретроспективисты вдохновлялись европейским и русским искусством XVIII — начала XIX века, отчасти — древнерусским искусством и эпохой Возрождения.

В архитектуре ретроспективизм понимается как традиционалистское направление первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма первой трети XIX века (ампира). Термин ретроспективизм — сугубо русский; искусствоведы используют две трактовки:

Толчком для появления нового стиля стала революция 1905—1907 годов и реакция на неё: боязнь всего нового, уход в прошлое[1]. В период предшествовавший Первой мировой войне 1914 года и во время неё в Российской империи распространились националистические и шовинистические настроения. В архитектуре они вылились в резко отрицательное отношение к чрезвычайно популярному стилю модерн, который стали рассматривать как влияние враждебных России стран, так как многие архитекторы брали источником творчества зарубежные образцы, главным образом немецкие и австрийские. Исследователи называли это внешней причиной отказа от модерна и возрождения интереса к ретроспективизму[2].

Основной причиной называли особенность социально-экономической структуры русского общества: если в экономической жизни дворянство уже полностью утратило влияние, уступив его буржуазии, то в области культуры оно всё ещё играло значительную роль. С помощью ретроспективизма дворянство старалось возродить образы, идеализирующие прошлое. Буржуазия, в свою очередь, рассматривала его, как средство укрепления национального самосознания, необходимого в период военного времени и чрезвычайно распространённой моды на всё иностранное[3].

Распространению ретроспективизма способствовали объединение и журнал «Мир искусства» (начал издаваться с 1899 года); многие художники — А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева и др. — пропагандировали через свои произведения красоту классического Санкт-Петербурга. В архитектурных изданиях, в частности в Ежегодниках Общества архитекторов-художников, шла работа по пропаганде возвращения классицизма, древнерусских мотивов в архитектуре, публиковались данные обмеров выдающихся памятников классицизма. Журнал «Старые годы» (издавался с 1907 года) последовательно выпускал статьи и исследования, посвящённые русской архитектуре XVIII—XIX веков, романтизируя дворянско-усадебную культуру[4].