Древнерусское искусство


Древнерусское искусство — искусство, развивавшееся в IX—XIII веках на территории Древнерусского государства и на территориях древнерусских государственных образований. В этот период были созданы Софийский собор (Киев) и Софийский собор (Новгород). В более широком смысле под древнерусским искусством понимается средневековое русское искусство в период с IX по XVII веков[1]. Древнерусское искусство вобрало в себя традиции нескольких культур, среди которых восточнославянская, византийская и балканская.

Историю древнерусского искусства подразделяют на два крупных этапа: искусство Киевской Руси (IX — первая треть XII века) и искусство во времена формирования Московского государства (первая четверть XVI—XVII века). В художественной культуре Киевской Руси различают периоды: дохристианский, связанный с формированием державы Рюриковичей (9 — кон. 10 в.); вхождение в сферу византийской христианской культуры — от Крещения Руси (988) до конца правления князя Владимира Мономаха (1125); развитие искусства в княжествах периода феодальной раздробленности, прерванное нашествием Батыя в 1237 г. (12 — нач. 13 в.).

От этого периода сохранились, преимущественно, произведения декоративно-прикладного искусства, свидетельствующие о высоком уровне развития художественных ремёсел, например турьи рога с серебряными инкрустациями в зверином стиле из Чёрной могилы в Чернигове, X в. Под влиянием язычества, древние славяне воплощали в творчестве мифологические образы природных стихий. Данные мифологические образы — изображения солнца, коня, птицы, цветка и др., сохраняются в народном творчестве и по сей день. Одним из видов воплощения мифологических образов являлись капища (святилища), где воздвигали идолов (каменные или деревянные изваяния) почитаемых богов: Перуна, Хорса, Стрибога, Симаргла, Мокоши и др. Капища могли иметь овальную форму (Киев, ок. 980 г.) или многолепестковую, связанную с символикой солнца (Перынь, близ Новгорода).

Крещение Руси укрепило связи Руси со странами христианского мира, как в политическом так и культурном аспектах. Византия, как государство с огромным культурным «багажом», оказала сильное влияние на многие аспекты русского искусства и обогатило его новыми образами и техническими приёмами. Византийские мастера, прибывшие на Русь, способствовали бурному развитию архитектуры (в том числе храмового зодчества), иконописи, книжной миниатюры. Деревянные христианские храмы были построены уже в 989 г.; первым крупным каменным храмом Киева стала придворная Десятинная церковь (990—996), возведённая уже зодчими из Византии (не сохранилась).