Североевропейский неоклассицизм


Североевропейский неоклассицизм — стиль архитектуры, который существовал короткое время в Дании, Швеции, Норвегии и Финляндии в период 1910—1930 гг. Направление стало интерлюдией между национальным романтическим стилем и расширявшимся модернизмом. Североевропейский неоклассицизм можно охарактеризовать как синтез местных народных скандинавских мотивов и общеевропейского неоклассицизма. В то же время стиль имел влияние современного ему модернизма, в плане массовости и дешевизны строительства, вызванного ростом благосостояния и урбанизацией североевропейских стран. Он обеспечил более плавный переход к последующему модернизму, благодаря чему в северных странах не произошло резкого разрыва с предыдущим историческим опытом. Хотя нордический неоклассицизм в целом окончил развитие к 1930 году, некоторые здания продолжали строиться, такие, как Морской музей в Стокгольме.

Развитие скандинавского неоклассицизма не было изолированным явлением, а исходило из классических традиций, уже существующих в скандинавских странах, и из новых идей, развивавшихся в немецкоязычных культурах. Таким образом, скандинавский неоклассицизм можно охарактеризовать как сочетание прямых и косвенных влияний народной архитектуры (итальянской, скандинавской, немецкой) и неоклассицизма, а также ранних проявлений модернизма от Немецкий Веркбунд(Deutscher Werkbund)– особенно их выставки 1914 г. – и к середине 1920-е годы Esprit Nouveau, возникающие из теорий Ле Корбюзье.

Модернистское влияние вышло за рамки простой эстетики: урбанизация была связана с современными строительными технологиями и введением правил как в строительстве, так и в градостроительстве, и, кроме того, с подъемом социальных сил, что привело к изменению политической идеологии в сторону левых, что привело к Скандинавской модели. Следствием этого стали новые программы для общественных зданий: больниц (например, больница Беккомберга в западной части Стокгольма (1927–1935) Карла Вестмана, школ (например, школа Fridhemsplan, Стокгольм (1925–27) Георга А. Нильссона).

Скандинавский неоклассицизм использовался для ряда важных общественных зданий, он также применялся в качестве модели для недорогого жилья (например, город-сад Кяпюля, Хельсинки (1920–25) Мартти Валикангас) и домашней архитектуры в целом, (например, доступное чувство стиля для нуворишей ).

Характерной чертой стиля была брандмауэрная застройка смежных земельных участков многоквартирными домами (так, что здания примыкают друг к другу через глухие стены).

1930 год обычно считается конечной точкой скандинавского неоклассицизма, потому что это был год Стокгольмской выставки, спроектированной Гуннаром Асплундом и Сигурдом Леверенцем, когда более модернизм был представлен как модель для современного общества. Однако после этого ключевые здания продолжали строиться в неоклассическом стиле, особенно Морской музей Эстберга в Стокгольме (1931–1934).