Немецкий Веркбунд


Неме́цкий Ве́ркбунд (нем. Deutscher Werkbund) — «Германский производственный союз». Объединение художников, архитекторов, мастеров художественных ремёсел (Kunstgewerbe), предпринимателей, промышленников и экспертов (Vereinigung von Künstlern, Architekten, Unternehmern und Sachverständigen). Основано в 1907 в Мюнхене (Германия) с целью «поддержки и развития художественных ремёсел и нового промышленного искусства, призванного повысить качество массовой промышленной продукции»[6].

В 1906 году в Дрездене прошла III Немецкая выставка художественных ремёсел, которая убедительно показала, что на смену экспрессивному югендстилю приходит более строгий художественный язык, в котором главное значение придаётся конструктивным и функциональным качествам изделий. На выставке были представлены образцы, созданные в тесном сотрудничестве архитекторов-проектировщиков с мастерами-ремесленниками, в частности дрезденской «Германской мастерской художественных ремёсел» (Deutschen Werkstätten für Handwerkskunst). Выставленные работы были более утилитарны, чем те, которые ранее экспонировались в Дрездене на подобных выставках. Этот факт стал наглядной иллюстрацией сформировавшегося убеждения о том, что единственным способом изготовления большого количества хорошо сконструированных и сделанных вещей, которые при этом были бы доступны по цене, является промышленное производство. Германский Веркбунд возник по инициативе немецкого архитектора Фрица Шумахера на основе слияния «Мюнхенских соединённых мастерских», возглавляемых Рихардом Римершмидом и дрезденской «Мастерской художественных ремёсел». Новый союз идейно возглавил выдающийся немецкий архитектор и теоретик европейского функционализма Герман Мутезиус, но официальным председателем избрали архитектора Теодора Фишера.

В 1896—1903 годах Г.Мутезиус работал в Англии, изучал архитектуру традиционного английского дома, был близок идеям движения «Искусства и ремёсла», основанного У. Моррисом. Под влиянием достижений нового английского искусства, рационалистической архитектуры, работ участников «Школы Глазго» Ч. Р. Макинтоша у Мутезиуса и возникли идеи нового союза. Традиционное понятие «Kunstgewerbe», ассоциирующееся с дорогими и эклектичными вещами предыдущей эпохи историзма и эклектики, Мутезиус и Фишер решили заменить новым словом: Werk, из которого демонстративно убраны не только понятия «искусство» и «художественный», но и «ремесло» (слово «дизайн» в Германии в то время не использовали)[7].

Соучредителями Веркбунда стали: Петер Беренс, Анри ван де Велде, Теодор Фишер, Йозеф Хоффман, Вильгельм Крайс, Макс Лаугер, Адельберт Нимейер, Йозеф Мария Ольбрих, Бруно Пауль, Рихард Римершмид, Якоб Юлиус Шарфогель, Пауль Шульце-Наумбург, Фриц Шумахер.[8]. К 1910 году в Союзе числилось 360 художников, 267 промышленников, 105 представителей музеев и выставочных организаций, а также коммерсанты, меценаты и торговцы[9].