Хоффман, Йозеф


Йозеф Франц Мария Хоффман (нем. Josef Franz Maria Hoffmann; 15 декабря 1870 года, Пирниц, Моравия — 7 мая 1956 года, Вена) — австрийский архитектор и художник прикладного искусства, ученик Отто Вагнера, один из главных представителей австрийского модерна и один основателей Венских мастерских, Австрийского Веркбунда и Венского сецессиона. Один из создателей архитектуры европейского функционализма.

Йозеф Хоффман происходил из семьи мелкого текстильного фабриканта. Отец хотел видеть сына юристом и предпринимателем и отправил его в коммерческое училище. Но Йозеф в 1887 году перешёл в Высшую школу искусств и ремёсел в Брно (Словакия), где в 1891 году получил степень бакалавра. В 1892 году Йозеф Хоффман начал учёбу в Венской Академии изобразительных искусств под руководством знаменитых архитекторов Карла фон Хазенауэра и Отто Вагнера. В Академии он встретил своих будущих соратников в борьбе за новое искусство: Йозефа Марию Ольбриха, Коломана Мозера, Карла Отто Чешку. Дипломный проект Хоффман выполнял под руководством О. Вагнера. Выиграв Римскую премию, он смог в течение года путешествовать и работать в Италии. В 1898 году Хоффман женился на Анне Хладик. Сын Йозефа Хоффмана — Вольфганг, 1900 года рождения — вместе с бывшей ученицей своего отца Полой Вайнбах Хоффман (позже Пола Стаут) в 1925 году эмигрировал в Нью-Йорк.

По возвращении из Италии в 1897 году Хоффман был принят в проектное бюро Отто Вагнера в Вене. В том же году вместе с Густавом Климтом, Альфредом Роллером, Коломаном Мозером, Йозефом Марией Ольбрихом, Максом Курцвайлем, Эрнстом Штёром, Вильгельмом Листом и другими художниками, порвавшими с консерватизмом и традиционными понятиями в искусстве, ориентированными на эклектику периода историзма Йозеф Хоффман основал Венский сецессион («Отделение»). Примером для них стали Берлинский и Мюнхенский сецессионы. Хоффман был автором первого манифеста Сецессиона, в котором содержались призывы к созданию зданий, лишённых бесполезного орнамента. Эти идеи созвучны тем, что провозгласил А. Лоос в своей нашумевшей статье «Орнамент и преступление» (1908). С 1898 года в целях распространения своих идей группа издавала свой собственный журнал Ver Sacrum (с лат. — «весна священная»).

В 1899 году, в возрасте двадцати девяти лет, Хоффман начал преподавать в Школе художественных ремёсел (Kunstgewerbeschule), ныне: Венский университет прикладных искусств. Ранние работы художников Сецессиона и самого Хоффмана ещё оставались в рамках эстетики стиля ар нуво. После Восьмой Венской выставки 1900 года, целиком посвящённой декоративному искусству, творчество группы стало более новаторским. Но Хоффман полностью не порывал с исторической традицией. Примерами для него были работы Чарльза Ренни Макинтоша, Чарльза Роберта Эшби, Анри Ван де Велде.