Мозер, Коломан


Коломан Йозеф Мозер, Коло Мозер (нем. Koloman Josef Moser; 30 марта 1868, Вена — 18 октября 1918, Вена) — австрийский живописец и график, художник венского модерна, один из основателей Венского сецессиона. Известен также как декоратор интерьера, проектировщик изделий декоративно-прикладного искусства, мебели, витражей, изделий из керамики и стекла, рисовальщик почтовых марок[4].

Коломан был сыном Йозефа Мозера, администратора венской гимназии: Терезианума (Theresianum), и его жены Терезии, урожденной Хирш. 4 апреля 1868 года он был крещён Коломаном Йозефом в Пауланеркирхе в Вене. У него были две младшие сестры: Шарлотта (1869—1955) и Леопольдина (1877—1957)[5].

После начальной школы Коломан посещал коммерческую школу, а затем регулярно брал уроки рисования в торговом училище Видена. Он воспротивился желанию отца устроить его на работу в венский магазин мыла и парфюмерии и в 1885 году выдержал вступительный экзамен в Академию изобразительных искусств в Вене. Обучался там в классах Франца Румплера (1886—1889), Кристиана Грипенкерля (1889—1890) и Матиаса фон Тренквальда (1890—1893). После смерти отца в 1888 году Мозер вынужден был финансировать своё образование самостоятельно, для чего выполнял множество иллюстраций для журналов «Wiener Mode» и «Meggendorfer-Blätter». В 1892—1893 годах по рекомендации Тренквальда Мозер был учителем рисования детей эрцгерцога Карла Людвига в замке Вартхольц в Райхенау-ан-дер-Ракс.

С 1892-го по 1897 год Мозер был членом художественного объединения «Клуб Семи» (нем. Siebener-Club), предшественника Венского сецессиона. В 1893—1895 годах Мозер учился в Школе художественных ремёсел (Kunstgewerbeschule) у Франца фон Мача, где он также стал преподавать с 1899 года. В 1896 году он был принят в кооператив венского Кюнстлерхауса (Дома художников), но ушёл через шесть месяцев. В 1897 году стал одним из основателей Венского сецессиона. Он принял участие в архитектурном оформлении здания Сецессиона, построенного по проекту Йозефа Ольбриха, был членом выставочной комиссии объединения. Для журнала Сецессиона «Ver Sacrum» Мозер создал около ста сорока иллюстраций. Осенью 1897 года Коломан Мозер совершил путешествие через Мюнхен, Нюрнберг и Бамберг в Лейпциг, Дрезден и Прагу[6].

В 1890-е годах Коломан Мозер много занимался прикладным искусством. На него оказало большое влияние творчество художников шотландской школы Глазго: Чарльза Ренни Макинтоша и Маргарет Макдональд Макинтош, а также английского Движения искусств и ремёсел. В 1899 году он совершил ещё одно путешествие в Прагу, Дрезден и Берлин; в 1900 году — на Всемирную выставку в Париж через Мюнхен и Страсбург, в 1901 году — снова в Богемию и Мюнхен, посетил стекольные предприятия в Клостермюле и Винтерберге. В 1902 году Мозер переехал в новое ателье по адресу Штайнфельдгассе, 19, обставив его мебелью, созданной по собственным проектам. В том же году он совершил путешествие в Италию.