Макдональд Макинтош, Маргарет


Маргарет Макдональд Макинтош (англ. Margaret MacDonald Mackintosh; 5 ноября 1864, Типтон, Стаффордшир — 10 января 1933, Лондон) — шотландская художница: живописец-акварелист и декоратор интерьера периода модерна. Член художественного объединения «Школа Глазго», жена художника объединения Чарльза Ренни Макинтоша.

Маргарет родилась в Типтоне, Стаффордшир (центральная Англия), между Бирмингемом и Вулверхэмптоном, её отец был горным инженером и менеджером шахты. Маргарет и её младшая сестра Фрэнсис Макдональд посещали школу для девочек в Стаффордшире. В 1890 году семья поселилась в Глазго, столице Шотландии. Сёстры поступили в Школу искусств Глазго. Там будущая художница осваивала навыки работы с различными материалами, включая металл, вышивку и текстиль[3].

Маргарет стала сотрудничать со своей сестрой и в 1896 году, они начали работать в собственной студии на Хоуп-стрит, 128, Глазго, где создавали книжные иллюстрации, вышивки, гипсовые декоративные панели, изделия из чеканного металла и стекла. Их произведения были вдохновлены образами кельтской мифологии, символикой современной им литературы и фольклором.

Точно неясно, когда сёстры Макдональд познакомились с Чарльзом Ренни Макинтошем и его другом и коллегой Джеймсом Гербертом Макнейром, но они, вероятно, встретились в 1892 году в Школе искусств Глазго (Макинтош и Макнейр учились на вечернем отделении), представленными друг другу ректором школы Фрэнсисом Ньюбери, потому что он посчитал, что они работали в схожих стилях. К 1894 году молодые художники демонстрировали свои работы на студенческих выставках, некоторые из которых были сделаны совместно. 22 августа 1900 года Маргарет вышла замуж за Чарльза Ренни Макинтоша и стала сотрудничать с ним во многих художественных проектах.

Макинтош вместе с Маргарет, её сестрой Фрэнсис и её мужем Джеймсом Г.Макнейром, образовали в Глазго художественную группу «Четвёрка» (The Four), более известную под названием «Школа Глазго», оказавшую значительное влияние на европейское искусство периода модерна. В 1900 году Макинтоши показали свои работы на выставке Венского Сецессиона. Творчество шотландцев, продемонстрированное на этой выставке, произвело впечатление на ведущих мастеров венского модерна, таких как Густав Климт и Йозеф Хофман.

Однако восприятие их работ «на континенте» было неоднозначным, критика отмечала, что «измождённые линейные формы» произведений искусства сестёр Макдональд, явно демонстрирующие влияние Обри Бёрдслея, были «омерзительными». Подобная критика принесла «четвёрке» шотландцев ироничное прозвание «Школа призраков»[4].