Стекольная фабрика «Вдова Йоханна Лётца»


Фабрика вдовы Йоханна Лётца в Клостермюле, Стекольная фабрика «Вдова Йоханна Лётца» (нем.  Lötz Witwe Klostermühle, чеш. Sklárna «Vdova Johanna Letze») — фабрика по производству изделий декоративно-прикладного искусства из стекла периодов историзма и модерна. Расположена в г. Клостермюле (Богемия), Австро-Венгрия. Компания Лётц в период с 1890—1920-х годов являлась самым передовым и успешным производителем художественного стекла в Богемии. Она получила известность благодаря новаторским для того времени технологиям, в частности приёмам иризации стекла, «органическим» формам изделий в стиле ар-нуво и использованию смелых цветовых сочетаний. Найденные мастерами формы декора так называемый «лётц-декор» (Lötz-Dekor) имитировались другими европейскими производителями, что в последующем значительно затрудняло атрибуцию подлинных изделий фабрики.

Богемия в XVII—XIX веках была важным историческим центром европейского стеклоделия, она славилась так называемым богемским стеклом с характерными «алмазной гранью» и гравированными узорами, производством хрусталя и бижутерии. Фабрика в Клостермюле (Klostermühle) на окраине Богемского леса в местечке Кластерски Млын ({{lang-cs|Klášterský Mlýn}; нем.  Klostermühle) была основана в 1836 году в Иоганном Баптистом Эйснером фон Эйзенштейном (Johann Baptist Eisner von Eisenstein) [1].

В 1850 году фабрику приобрёл Иоганн Лётц (1778—1844), бывший владелец стекольных заводов в Деффернике, Хуркентале, Аннатале и Фогельзанге. В период между 1844 и 1851 годами Сюзанна, вдова Иоганна Лётца, вновь вышла замуж. В 1851 году Сюзанна и её второй муж Франц Герстнер оформили совместное владение фабрикой, производственными строениями и земельным участком, на котором они были расположены. Далее фабрика работала под именем Франца Герстнера [2].

В 1863 году фабрика была внесена в коммерческий реестр под названием «Вдова Йоханна Лётца» (Johann Lötz Wittwe). В 1879 году Максимилиан Риттер фон Шпаун (? — 1907), внук Йоханна Лётца, принял фабрику от своей бабушки и продолжил управлять ей под тем же названием: «Johann Lötz Wittwe». Фон Шпаун был выдающимся технологом, став директором фабрики он провёл её реструктуризацию. Макс II, получивший прозвание «Стеклянный Макс» (Glas Мax), назначил менеджером предприятия Эдуарда Прохаску (Eduard Prochaska, 1851—1922); вдвоем они занялись перепрофилированием производства с выпуска домашней посуды на создание высококачественных художественных изделий. Макс привносил в этот проект стратегию развития, Прохаска реформировал технологический процесс. В течение следующих десяти лет компания участвовала в целом ряде европейских выставок.

Макс Риттер фон Шпаун получил несколько наград за заслуги перед стекольной промышленностью. В 1883 году он был удостоен права помещать имперский орел на гербе и печати. В 1889 году отмечен Рыцарским крестом ордена Франца-Иосифа, награждён бельгийским орденом Леопольда и орденом французского Почётного легиона [3].